Правительство утвердило новую методику расчёта утилизационного сбора для легковых автомобилей: базовая ставка будет формироваться с учётом типа и объёма двигателя, а величина сбора начнёт зависеть от мощности мотора через прогрессивные коэффициенты.

Переход на методику, где мощность мотора становится ключевым фактором, означает, что до сих пор «слабооблагаемые» автомобили вдруг могут оказаться в числе дорогих по утилизации — и соответственно по конечной цене для покупателя. Также отдельные расчёты от Минпромторга и независимых аналитиков показали, что при расчёте «утиля» для гибридов и электромобилей будут учитываться суммарные мощностные характеристики их силовых установок. Мойка78 разбирается в подробностях.
Кто пострадает сильнее всего: список сегментов и моделей

Эксперты отмечают, что такие модели фактически «пересчитают» по коммерческому тарифу, и для ряда популярных кроссоверов и премиум-седанов размер утилизационного платежа вырастет на сотни тысяч — а то и на миллионы рублей в расчёте на конкретную модель. В моделях типа Toyota RAV4 (мощность 205 л.с.), BMW X5, Hyundai Palisade, Volkswagen Tiguan и некоторых гибридных новинок расчётные добавки к цене по таблице Минпромторга выглядят очень существенными.
Отдельно указывают на гибриды и электромобили, особенно те, что поставляются по параллельному импорту: расчёт утилизационного сбора для таких машин по суммарной мощности может сделать их дороже сильнее, чем обычные ДВС-версии. По расчётам дилеров и аналитиков, некоторые модели китайских гибридов или «новых брендов» на рынке России (например, Lixiang/Li Auto и Aito Seres) могут прибавить к цене порядка миллионов рублей только за счёт одного утилизационного платежа.
Насколько конкретно подорожают машины — суммы и оценки
Так, примерные прибавки для ряда популярных моделей оценивались в диапазоне от нескольких сотен тысяч до 2–3 миллионов рублей на конкретную комплектацию. При этом средние прогнозы дилеров и аналитиков говорят о росте цен в среднем по рынку на десятки тысяч до сотен тысяч рублей, а для сегмента «параллельного импорта» — порядка нескольких сотен тысяч и выше.
Экономическая логика изменения спроса прозрачна: при резком повышении цен на премиальные и мощные автомобили покупатели будут искать заменители в менее дорогом сегменте.
Эксперты называют несколько возможных направлений смещения спроса:
Рост интереса к локализованным и российским моделям. Если импортные мощные версии станут экономически невыгодны, спрос может сместиться в сторону локально собираемых автомобилей и брендов, которые включают в цену меньший «утиль» или имеют другие преимущества логистики. Об этом говорят дилерские руководители и аналитики. Вторичный рынок и «серый» импорт. Сокращение выгоды параллельного импорта уменьшит поток дешёвых мощных машин с пробегом. Это потенциально повысит цены и на подержанные автомобили — особенно в популярных нишах. Однако вторичка может дорожать с задержкой и будет зависеть от оперативности предложения на рынке. Эксперты рынка автомобильной торговли и аналитики отраслевых агентств сходятся в одном: повышение утилизационного сбора неизбежно приведёт к росту цен, но его масштаб будет разным для разных сегментов. Отдельно указывается, что параллельный импорт окажется под серьёзным давлением: если раньше «серые» поставки позволяли удерживать цены, то теперь дополнительная налоговая нагрузка может полностью съесть эту разницу. Дилеры также прогнозируют, что рынок столкнётся с временным дефицитом ряда моделей. Компании, работающие через параллельные схемы, будут вынуждены пересчитать экономику ввоза, а некоторые — вовсе приостановят поставки машин с мощными двигателями. В результате ассортимент на рынке может сократиться, а покупатели начнут активнее смотреть в сторону автомобилей с двигателями до 160 лошадиных сил, где сохранится льготный коэффициент. Прогнозируется также рост интереса к отечественным и локализованным маркам. Российские и китайские бренды, собираемые внутри страны, получат конкурентное преимущество: их модели с умеренной мощностью станут относительно более доступными. На этом фоне некоторые эксперты ожидают даже кратковременный всплеск спроса на такие машины, особенно в массовом сегменте. Некоторые специалисты полагают, что часть покупателей просто отложит покупку, ожидая стабилизации цен и возможных компенсационных мер от государства или производителей. Другие, напротив, считают, что эффект окажется краткосрочным: после первоначального роста и адаптации рынка цены частично стабилизируются, а спрос перераспределится по новым экономическим условиям. Эксперты предполагают, что это автоматически сократит предложение на рынке и сдвинет баланс в пользу официальных поставщиков и локализованных моделей. В результате выбор моделей сократится, а цены на существующие предложения вырастут. Покупатели премиума и «мощных» кроссоверов. Для них возможен отказ от покупки либо переключение на другие бренды/модели с меньшей мощностью; часть спроса уйдёт в сегмент с моторами до 160 л.с. или на рынки с докризисными остатками. Покупатели электромобилей и гибридов. Для них риск значительного удорожания при поставке по параллельному импорту возрастает — в отдельных моделях прогнозируют многомиллионные добавки. Это может замедлить локальный спрос на электромобили премиум-уровня.Рынок ждет волна подорожаний, но последствия будут неравномерными

Воздействие на параллельный импорт и «серую» вторичку
Сценарии для конкретных групп покупателей

Что могут сделать власти и бизнес
Чего ждать покупателям и рынку



