05 Ноя 2025, Ср

Дата:

Поделиться:

Новый утильсбор с 1 декабря: какие авто станут дороже и куда смесится спрос

Правительство утвердило новую методику расчёта утилизационного сбора для легковых автомобилей: базовая ставка будет формироваться с учётом типа и объёма двигателя, а величина сбора начнёт зависеть от мощности мотора через прогрессивные коэффициенты.

Новый утильсбор с 1 декабря: какие авто станут дороже и куда смесится спрос
Фото: PxHere
При этом льготная ставка для физических лиц сохранится лишь для машин с мощностью до 160 л.с. Все автомобили мощнее будут облагаться «коммерческим» утильсбором, существенно более высоким, чем прежние ставки. Официально новые правила планировалось вводить осенью, затем дату перенесли — сейчас фигурирует начало действия с 1 декабря 2025 года.

Переход на методику, где мощность мотора становится ключевым фактором, означает, что до сих пор «слабооблагаемые» автомобили вдруг могут оказаться в числе дорогих по утилизации — и соответственно по конечной цене для покупателя. Также отдельные расчёты от Минпромторга и независимых аналитиков показали, что при расчёте «утиля» для гибридов и электромобилей будут учитываться суммарные мощностные характеристики их силовых установок. Мойка78 разбирается в подробностях.

Кто пострадает сильнее всего: список сегментов и моделей

Новый утильсбор с 1 декабря: какие авто станут дороже и куда смесится спрос
Фото: abn.agency
Наибольшим бременем нововведение ударит по автомобилям с высокой мощностью: европейским и американским «спорткарам», крупным премиальным внедорожникам и ряду «японских гигантов» — моделям с двигателями свыше 160 л.с.

Эксперты отмечают, что такие модели фактически «пересчитают» по коммерческому тарифу, и для ряда популярных кроссоверов и премиум-седанов размер утилизационного платежа вырастет на сотни тысяч — а то и на миллионы рублей в расчёте на конкретную модель. В моделях типа Toyota RAV4 (мощность 205 л.с.), BMW X5, Hyundai Palisade, Volkswagen Tiguan и некоторых гибридных новинок расчётные добавки к цене по таблице Минпромторга выглядят очень существенными.

Отдельно указывают на гибриды и электромобили, особенно те, что поставляются по параллельному импорту: расчёт утилизационного сбора для таких машин по суммарной мощности может сделать их дороже сильнее, чем обычные ДВС-версии. По расчётам дилеров и аналитиков, некоторые модели китайских гибридов или «новых брендов» на рынке России (например, Lixiang/Li Auto и Aito Seres) могут прибавить к цене порядка миллионов рублей только за счёт одного утилизационного платежа.

Насколько конкретно подорожают машины — суммы и оценки

Разброс прогнозов большой, но несколько ориентиров появились в расчётах отраслевых медиа и аналитиков. В предварительных таблицах, составленных на основе коэффициентов Минпромторга, для ряда массовых и премиальных моделей разница между старым значением утилизационного сбора (несколько тысяч рублей) и новым — исчислялась миллионами.

Так, примерные прибавки для ряда популярных моделей оценивались в диапазоне от нескольких сотен тысяч до 2–3 миллионов рублей на конкретную комплектацию. При этом средние прогнозы дилеров и аналитиков говорят о росте цен в среднем по рынку на десятки тысяч до сотен тысяч рублей, а для сегмента «параллельного импорта» — порядка нескольких сотен тысяч и выше.

Важно, что эти цифры зависят от мощности конкретной комплектации, схемы ввоза (официальный ввоз или параллельный импорт) и курса рубля: мощные версии автомобилей подорожают сильнее пропорционально росту коммерческого «утиля».

Экономическая логика изменения спроса прозрачна: при резком повышении цен на премиальные и мощные автомобили покупатели будут искать заменители в менее дорогом сегменте.

Эксперты называют несколько возможных направлений смещения спроса:

Меньше мотор — больше продаж. Порог в 160 л.с. станет ценовой «границей»: спрос потенциально смещается в сторону моделей с моторами до 160 л.с., где сохранится льготная ставка. Однако предложений таких машин на рынке сейчас не так много, и они нередко стоят дороже в базовой комплектации, чем ожидалось.

Рост интереса к локализованным и российским моделям. Если импортные мощные версии станут экономически невыгодны, спрос может сместиться в сторону локально собираемых автомобилей и брендов, которые включают в цену меньший «утиль» или имеют другие преимущества логистики. Об этом говорят дилерские руководители и аналитики.

Ожидание и отложенный спрос. Часть покупателей может отложить покупку, ожидая, что рынок скорректируется или что появятся программы компенсации/субсидирования. В преддверии новации уже наблюдался краткосрочный всплеск поставок и заказов — люди пытались «успеть» по старым ставкам.

Вторичный рынок и «серый» импорт. Сокращение выгоды параллельного импорта уменьшит поток дешёвых мощных машин с пробегом. Это потенциально повысит цены и на подержанные автомобили — особенно в популярных нишах. Однако вторичка может дорожать с задержкой и будет зависеть от оперативности предложения на рынке.

Рынок ждет волна подорожаний, но последствия будут неравномерными

Новый утильсбор с 1 декабря: какие авто станут дороже и куда смесится спрос
Фото: phxere

Эксперты рынка автомобильной торговли и аналитики отраслевых агентств сходятся в одном: повышение утилизационного сбора неизбежно приведёт к росту цен, но его масштаб будет разным для разных сегментов.

По мнению аналитиков, автомобили с мощными двигателями — прежде всего внедорожники, кроссоверы и премиальные седаны, — окажутся в зоне наибольшего подорожания. В некоторых случаях сумма утилизационного сбора может увеличиться в разы, что сделает часть моделей экономически невыгодными для ввоза.

Отдельно указывается, что параллельный импорт окажется под серьёзным давлением: если раньше «серые» поставки позволяли удерживать цены, то теперь дополнительная налоговая нагрузка может полностью съесть эту разницу.

Дилеры также прогнозируют, что рынок столкнётся с временным дефицитом ряда моделей. Компании, работающие через параллельные схемы, будут вынуждены пересчитать экономику ввоза, а некоторые — вовсе приостановят поставки машин с мощными двигателями. В результате ассортимент на рынке может сократиться, а покупатели начнут активнее смотреть в сторону автомобилей с двигателями до 160 лошадиных сил, где сохранится льготный коэффициент.

Некоторые аналитики считают, что рост цен в среднем по рынку составит от нескольких десятков тысяч до сотен тысяч рублей, но для мощных и премиальных авто он может достигать миллионов. В то же время ряд экспертов предполагает, что часть дилеров попытается смягчить эффект — за счёт скидок, бонусных программ или временного снижения собственной маржи, чтобы не потерять клиентов.

Прогнозируется также рост интереса к отечественным и локализованным маркам. Российские и китайские бренды, собираемые внутри страны, получат конкурентное преимущество: их модели с умеренной мощностью станут относительно более доступными. На этом фоне некоторые эксперты ожидают даже кратковременный всплеск спроса на такие машины, особенно в массовом сегменте.

Для рынка электромобилей и гибридов прогнозы менее оптимистичные. Из-за того, что теперь при расчёте утильсбора будет учитываться суммарная мощность всех силовых установок, часть таких автомобилей подорожает даже сильнее, чем традиционные бензиновые аналоги. Особенно это затронет импортируемые по параллельным схемам китайские и европейские модели.

Некоторые специалисты полагают, что часть покупателей просто отложит покупку, ожидая стабилизации цен и возможных компенсационных мер от государства или производителей. Другие, напротив, считают, что эффект окажется краткосрочным: после первоначального роста и адаптации рынка цены частично стабилизируются, а спрос перераспределится по новым экономическим условиям.

Воздействие на параллельный импорт и «серую» вторичку

Одно из наиболее обсуждаемых последствий — сокращение привлекательности параллельного импорта. Для многих дилеров и компаний, занимающихся «серой» поставкой, утилизационный сбор по коммерческим ставкам может сделать ввоз энергетически мощных машин бессмысленным экономически.

Эксперты предполагают, что это автоматически сократит предложение на рынке и сдвинет баланс в пользу официальных поставщиков и локализованных моделей. В результате выбор моделей сократится, а цены на существующие предложения вырастут.

Сценарии для конкретных групп покупателей

Новый утильсбор с 1 декабря: какие авто станут дороже и куда смесится спрос
Фото: PxHere

Покупатели премиума и «мощных» кроссоверов. Для них возможен отказ от покупки либо переключение на другие бренды/модели с меньшей мощностью; часть спроса уйдёт в сегмент с моторами до 160 л.с. или на рынки с докризисными остатками.

Покупатели массового сегмента. Они почувствуют рост цен, но в абсолютных цифрах он будет умереннее; в ряде случаев подорожание в 5–10% предполагается для машин с мощностью до 160 л.с.

Покупатели электромобилей и гибридов. Для них риск значительного удорожания при поставке по параллельному импорту возрастает — в отдельных моделях прогнозируют многомиллионные добавки. Это может замедлить локальный спрос на электромобили премиум-уровня.

Что могут сделать власти и бизнес

В экспертных обсуждениях звучат несколько рецептов, которые теоретически могут смягчить шок для рынка:
  • Переходный период и отложенный запуск. Уже приняты решения о переносе первоначальной даты введения новации — это даёт время рынку адаптироваться и поставщикам завершить уже начатые сделки.
  • Льготные схемы для частных лиц или отдельных категорий автомобилей. Возможны исключения или субсидии для поддержания доступности важных сегментов.
  • Акции и компенсации от производителей и дилеров. Дилеры могут предлагать скидки, бонусы или дилерские программы, чтобы сохранить продажи. Это уже наблюдалось при прошлых волнах корректировок налоговой нагрузки.
  • Нормативные поправки и уточнения в правилах расчёта. Минпромторг и другие ведомства ещё могут скорректировать формулы и коэффициенты до окончательного внедрения.

Чего ждать покупателям и рынку

Новый утильсбор с 1 декабря: какие авто станут дороже и куда смесится спрос
Фото: abn.agency
  • Новая методика утилизационного сбора переводит фокус на мощность двигателя — это значит, что дорогие и мощные версии автомобилей подорожают несоразмерно больше.
  • Основной удар получат параллельный импорт, премиум-внедорожники, «спорткары» и часть гибридов/электрокаров; вторичный рынок подорожает с некоторой задержкой.
  • Часть спроса вероятно переместится в сегмент машин до 160 л.с., в сторону локализованных моделей или к отложенным покупкам; дилеры и производители будут пытаться смягчать эффект через программы лояльности и ценовые ходы.
Подпишитесь на наш официальный Telegram-канал «МОЙКА78 Новости СПб». Мы покажем и расскажем Вам, как и чем живёт Петербург. Будет интересно!
ДзенЧитайте наши материалы в Дзене

Поделиться:

Жилой комплекс «Юнтолово» был назван лучшим в сегменте комфорт-класса по итогам трех кварталов 2025 года. Это следует из результатов исследования, проведенного Единым ресурсом застройщиков. Реализуемый компанией «Главстрой Санкт-Петербург» проект также вошел в число десяти наиболее значимых новостроек города в общем зачете.

ООО «Петербургтеплоэнерго» проводит работу по масштабному обновлению автопарка. Компания приобрела 24 единицы современной специализированной техники и автомобилей.

Новости дня

По теме

Подпишись на соцсети:

Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.