Стадион «Санкт-Петербург» после завершения ЧМ-2018 сменит название и начнет зарабатывать деньги. «Зенит Арена» обошлась бюджету в сумму около 48 млрд рублей и передана клубу за символическую плату в 1 рубль.
Но «Зенит», получая стадион на 49 лет, обязался модернизировать его и обеспечивать техническое обслуживание. На эти цели в ближайшие пять лет клуб инвестирует полмиллиарда рублей. Плюс средства на содержание сложнейшего сооружения. На чем же будет зарабатывать «Зенит Арена», чтобы не стать убыточным долгостроем.
Первый и очевидный способ заработка — футбольные матчи. Вместимость трибун — 64 тыс. мест вместе со временными конструкциями, установленными к ЧМ-2018, а игры «Зенита» — всегда одни из самых посещаемых в РФПЛ. Плюс продажа абонементов, самый дешевый из которых — на места за воротами — на сезон стоит от 7 тыс. рублей, а самый дорогой — в бизнес-клуб — от 124 тыс. рублей.
Серьезная статья доходов — стандартные и премиальные VIP-ложи. Цены на абонементы в них стоят от полумиллиона до почти миллиона рублей. К этой же статье доходов стоит отнести абонемент на паркинг. В этом году он единый и стоит 50 тыс. на сезон за одно машиноместо.
Инфографика «Мойка 78»
Второй источник дохода для стадиона — еда и напитки. Так, клиентов тех же VIP-лож угощают блюдами от «Шаляпина» и «Buddha Bar». Арендная плата, которую будут вносить кафе и рестораны, работающие на территории стадиона — тоже весомый вклад в доходы арены. Сейчас на стадионе «Санкт-Петербург» расположены 39 точек общественного питания. И это явно не предел, так как на стадионе «Петровский» действовали более 70 таких точек.
Уже во время строительства арены, которое продлилось 10 лет, озвучивались планы, что стадион будет многофункциональным и не замкнется только на проведении футбольных матчей. Выкатное поле и раздвижная крыша позволят проводить на «Зенит Арене» концерты мировых звезд.
Первым сольник на стадионе даст группировка «Ленинград». Билеты на концерт, который состоится 19 ноября, расхватывают как горячие пирожки. И это при том, что самый дешевый стоит от 1,5 тыс. рублей. Билетов этой ценовой категории осталось всего 189. Кстати, ровно столько же свободных билетов осталось в секторы 107 и 108 — в VIP Gold зону. Попасть туда стоит 20 тыс. рублей. Мест в фан-зону нет вообще.
И это только «Ленинград». Приезд исполнителя мирового масштаба точно за несколько месяцев заранее заполнит все места на стадионе. Для таких масштабных концертов 64 тыс. мест превратятся и в 70, и в 80 тыс. с учетом пространства поля, где разместят танцпол и фан-зону. С учетом этих возможностей стадион «Санкт-Петербург» сможет принимать цирковые шоу.
Фото: Baltphoto/ Андрей Пронин
Фасады стадиона «Санкт-Петербург» уже задействовали для проведения Фестиваля света, массовые городские мероприятия вполне могут переехать из исторического центра в комфортные условия стадиона, который осенью и зимой защитит участников крышей, а также обеспечит зрителей туалетами и возможностью перекусить на месте.
На стадион могут переехать и масштабные городские выставки, особенно с учетом перспектив редевелопмента «ЛенЭкспо» и удаленности того же Экспофорума. Например, домашний стадион голландского «Аякса» «Амстердам Арена» с 1996 года зарабатывает проведением выставок и автосалонов.
Кстати, та же «Амстердам-арена» показала и пример еще одного варианта использования — в 2002 году на нем праздновали свадьбу кронпринца Виллема-Александра и принцессы Максимы. А арена Das Dunas, возведенная в Бразилии к ЧМ, после мундиаля стала местом размещения технопарка Microsoft.
Кстати, один из самых популярных вариантов монетизации стадион «Санкт-Петербург» так и не использовал — речь идет о продаже названия. Так, стадион московского «Спартака» «Открытие-арена» заработал более 1 млрд 200 млн рублей на продаже названия банку «Открытие». Продажа нейминга давно и успешно работает в Европе. Например, стадион лондонского «Арсенала» с 2006 года называется Emirates Stadium — в честь спонсора клуба авиакомпании Emirates Airline. Контракт на продажу названия стоил 100 млн евро.