Ксения Абрамова, волонтер зоозащитной организации «Голоса за животных», полгода «под прикрытием» работала в известном контактном зоопарке Петербурга.
Девушка хотела своими глазами убедиться в том, что контактные зоопарки — это жестокий аттракцион, неизбежно приводящий к гибели или тяжелым заболеваниям животных. И ей это удалось. Подробнее о том, что там творится, читайте в материале «Мойки78».
В центре Петербурга расположен популярный контактный зоопарк, ежедневно принимающий сотни посетителей. Место это широко рекламируется среди петербургских туристов, пользуясь спросом и у горожан.
Посетители с удовольствием тискают забавных морских свинок, кроликов, проявляют интерес к обезьянам разных пород, енотам, африканским ежам. В контактном зоопарке есть даже кенгуру, правда в миниатюре — валлаби.
Ксения устроилась сюда фотографом. В ее задачи входило фотографировать посетителей с питомцами и продавать им сувенирные фотомагниты. Нехитрые сувениры покупал каждый второй, и это неудивительно — фотограф должен был буквально вешать животное на человека, чтобы сделать забавный кадр. На этой особенности работодатели Ксении зарабатывали дополнительные деньги.
Вход в зоопарк стоит 350 рублей, посещаемость в день около 500-600 человек: сказывается более чем удачное расположение в самом центре города. Выручка от продажи билетов в день составляет около 200 тысяч рублей, сюда же можно прибавить доходы от продажи магнитов и пакетного корма для животных. По самым скромным подсчетам, в сезон ежедневный доход контактного зоопарка составляет около 300 тысяч рублей, а значит — около 9 млн рублей в месяц.
Как показалось экс-фотографу зоопарка, деньги здесь считают гораздо лучше, чем заботятся о животных. Буквально в первый же день девушка была шокирована всем происходящим и с животными, и с людьми.
Протянешь палец — откусят руку
«Почти сразу я увидела, как обезьяны, круглосуточно находящиеся в стрессе, пытаются укусить посетителей в ответ на прикосновение. И очень часто им это удается. Работники зоопарка оказывают им первую медицинскую помощь, но такие случаи нигде не фиксируются. Обычно человека просто отводят к управляющему в кабинет. Какие разговоры при этом ведутся с пострадавшим человеком, мне не удавалось услышать. Но укусы происходят почти каждый день. Один из самых ужасных случаев, который я помню, произошел, когда обезьяна сквозь решетку цапнула девушку с нарощенными ногтями за палец. Ноготь оторвался вместе с мясом, боль была очень сильная. Но и в этом случае посетительница не стала судиться с зоопарком из-за своей травмы», — вспоминает волонтер-зоозащитник.
«Веселые» обезьянки не раз нападали на людей, в том числе — на детей. Однажды во время фотографирования обезьяна на плече 11-летней девочки попыталась выколоть ей когтями глаз. Ксения, проводившая фотосессию, говорит, что и этот случай удалось спустить на тормозах, тем более, что животное удалось вовремя оттащить от рыдающего ребенка.
Бьет — значит воспитывает
Условия содержания питомцев в этом контактном зоопарке далеки от идеальных, утверждает девушка. Весь день животные проводят в тесном вольере на скользком керамическом полу, плитки которого поражены грибком. Сверху на полу насыпаны опилки и сено. Естественно, никаких укрытий для питомцев не предназначено — здесь они мало чем отличаются от цирковых зверей.
Клетки часто не убираются, у животных вообще нет доступа к воде в течение дня. Единственный шанс напиться — это во время приема пищи. Хотя поят их сотрудники зоопарка очень оригинально — из пульверизатора. Фактически они опрыскивают пасть животного — выпить достаточное количество воды таким способом невозможно.
«Такой оригинальный способ стали использовать после того, как обезьяны постоянно проливали воду на людей. Теперь в клетке миски с водой не используются», — говорит волонтер.
Методы воспитания распространяются не только на питание, но и на поведение животных. Например, Ксения неоднократно наблюдала, как питомцев били по морде и толкали — тоже в «воспитательных целях».
Легче купить нового, чем вылечить
Но самые негативные факторы, неизбежно несущие за собой негативные последствия для здоровья, — это постоянное взаимодействие с человеком помимо воли животного и неподходящий температурный режим. Прошлой зимой от мороза здесь умерли три обезьяны. По неизвестной причине погиб и один из двух мини-кенгуру.
Болезни — это отдельная тема для разговора, утверждает Ксения Абрамова. В контактном зоопарке это скорее норма, чем редкость.
«Лечить животных очень дорого. Владельцам зоопарка гораздо выгоднее довести питомца до предсмертного состояния, дождаться смерти и приобрести нового «подопытного» зверька. Чаще всего от непрерывного общения с людьми погибают маленькие животные — кролики, морские свинки и т. д. Но и с их «утилизацией» возникают проблемы»,
— говорит зоозащитница.
Тела умерших животных необходимо сдавать на кремацию в Управление ветеринарии, но вместо этого их тушки просто сбрасывают в помойку. Мотив ясен — никаких затрат и никакой отчетности. Та же история и с «липовыми» документами на животных, в которых написано, что им сделаны необходимые прививки, и содержится остальная информация о здоровье.
Шоу зверей должно продолжаться
Особенно не везет в контактном зоопарке тем зверькам, которые ожидают потомство. Вместо того, чтобы посадить их на заслуженный карантин, сотрудники беспрепятственно подпускают к ним людей. Животные начинают испытывать сильный стресс.
«От такого обращения у беременных сурикатов и скунсов случались выкидыши. Вообще почти все животные под вечер становятся неадекватными — постоянно орут, расшатывают клетки, обезьяны бьются о них головой и стараются то же самое сделать с трогающими их посетителями. Но самый верный признак стресса — это бег животного по кругу. У меня много таких видеозаписей», — говорит Ксения Абрамова.
Волонтер работала в контактном зоопарке с марта по октябрь прошлого года. В конце концов у нее не осталось сил больше смотреть на страдания беззащитных питомцев. Да и коллеги стали подозрительно коситься: девушка нередко делала им замечания о негуманном обращении с животными. Теперь на базе своей зоозащитной организации «Голоса за животных» Ксения Абрамова собирается создать видеоролик, в котором использует данные, которые так тщательно собирала за время работы фотографом.
Клип волонтеры вынесут на суд широкой общественности и надеются на широкий резонанс.