Недвижимость может зашевелиться. О том, что исторические здания из «зоны развития» могут перекочевать в другие места Петербурга, сообщил вице-губернатор Игорь Албин и растревожил общественность, хотя пока речь идет только об изучении возможности передвигать строения в Северной столице.

Вопрос о перспективах переезда зданий встал в Петербурге «в условиях стесненной застройки и развития тоннелестроения», отметил в своем телеграме вице-губернатор. Есть ли у идеи передвижек домов будущее, выясняли эксперты проектной организации «КБ ВиПС» и Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I.

«»Передвинуть» здание в разы дешевле, чем сносить его, а тем более впоследствии восстанавливать (воссоздавать). Петербург, обладая интеллектуальным, научным, творческим, финансовым потенциалом, имеет возможность сохранять представляющие историческую и культурную ценность здания, не идя по пути наименьшего сопротивления»,

— подчеркивал Игорь Албин.

Северной столице в своих возможных экспериментах с перемещением зданий в пространстве есть у кого поучиться. «Мойка 78» исследовала историю переездов построек и выяснила: Москва в этом вопросе — впереди планеты всей.

Самый первый переезд здания состоялся в Италии. Подтвержденное историческими документами перемещение произошло в далеком 1455 году в Болонье. Там Аристотель Фиораванти подвинул на 13 метров колокольню делла Маджоне при церкви Санта Мария Маджоре. Высота «поехавшей» колокольни при этом составляла 24 метра. Передвижка была необходима, чтобы освободить место для нового здания городского совета. Колокольню «упаковали» в деревянный каркас и перевезли за несколько дней при помощи системы из блоков, катков и полозьев. Власти Болоньи за такой подвиг наградили Фиораванти пожизненным обеспечением. Впрочем, карьеру архитектор продолжил в России. Он перебрался в Москву и в 1475-1479 годах построил Успенский собор в Кремле.

Первое перемещение целого здания в России задокументировано в 1812 году. Тогда Дмитрий Петров перевез, не разбирая, деревянную церковь в Моршанске. О перемещении зданий в России после этого забыли еще более чем на 100 лет. А вот в США ко второй половине 19 века надолго оседлали конька по перевозке домов. Их перетаскивали с участка на участок и даже перемещали на плотах по рекам. 

Крупным проектом стала перевозка на 150 метров отеля в Нью-Йорке. В апреле 1888 года Brighton Beach Hotel таким образом спасли от размывавшего под ним грунт океана.Трехэтажное здание подняли на гидравлических домкратах, установили на 112 тележек и перекатили по проложенным под зданием железнодорожным путям. 

Годом позже в Москве ради расширения товарной станции Николаевской железной дороги был перевезен дом Евгении Мак-Гиль. Его срезали с фундамента  и по рельсам при помощи конной тяги переместили на 100 метров западнее прежнего места. Работами руководил инженер Осип Федорович, поэтому метод перевозки здания назвали его именем.

В начале 20 века в Индианаполисе состоялся переезд восьмиэтажного здания компании Indiana Bell Telephone Company. В нашей стране о перемещении зданий вспомнили к середине 1930-х годов. К этому времени был принят Генеральный план реконструкции Москвы. Он предписывал расширить многие улицы и снести здания, попадающие в зону расширения.

Мешать стало, например, здание на Садовнической улице, 77. Инженеры решили его разделить. Одну часть оставить на месте, а вторую — перетащить и развернуть на 19 градусов. Под дом подвели металлическую раму на 1 тыс. 200 стальных катках, стоящих на рельсах. Вместо лошадей дом передвигали при помощи 28 электрических домкратов. Жителей из здания не выселяли.

Уже в 1936 году в Москве был создан Трест по передвижке и разборке зданий. Начали применяться гидравлические домкраты. Рекордом стало перемещение дома Саввинского подворья весом около 23 тыс. тонн. Дом перетащили на 2 тыс. 100 катках, не предупредив жителей, чтобы не нервировать их. О переезде они узнали только утром на новом месте — таким плавным он оказался.

В 1940 году состоялся переезд здания Моссовета. Его переместили на 13,6 метра вместе с подвалом всего за 41 минуту. В том же году на углу Тверской и Мамоновского передвинули и и развернули старинную Глазную больницу.

Всего по стране до начала Великой Отечественной войны свои места покинули 22 каменных и десятки деревянных зданий. После войны технологии строительства стали дешевле, передвигать дома почти перестали. В 1975 году переместили мешавший возведению Центра международной торговли павильон «Октогон» усадьбы Студенец. Дом Сытина в Москве переместили в 1979 году с Пушкинской площади на угол ул. Горького и Настасьинского переулка.

Усадьбу Игнатьевой–Белкина в Москве пришлось двигать в 1981 году. Последней масштабной передвижкой стал переезд здания МХАТа в Камергерском переулке в 1983 году. С тех пор в России здания не тревожили. А вот в Европе и США перемещение стало способом сохранения исторических памятников.

Так, в 1999 году почти на полкилометра перевезли исторический театр Шуберта в Миннеаполисе, а в 2012 на 60 метров переехало историческое конторское здание в Цюрихе. На следующий год в той же Швейцарии переместилось здание железнодорожной станции 19 века. Весной  2013 года в Баку расширение улицы Физули стало причиной перевозки дома 1908 года постройки.