Революция 1917 года — прямой результат русского культурного
архетипа. Такое мнение высказал министр культуры РФ Владимир Мединский сегодня на открытой лекции, посвященной влиянию
революции на культуру. Лекция состоялась в рамках VI Санкт-Петербургского международного
культурного форума.
«Русская революция — это производное от русской культуры, от
той культуры, которая являет собой способ познания и изменения мира. Русская
революция — есть прямой результат русского культурного архетипа, и в этом
смысле она действительно национальна», —
считает Мединский.
По его словам, революция произошла не в Англии или Германии,
хотя их предсказывали многие известные философы и политики, а именно в России. События
1917 года на тот момент соответствовали именно русскому национальному
архетипу.
«В основе русского культурного архетипа понятие
справедливости — это свойство, в первую очередь, крестьянства, а это не просто
подавляющее население России на тот момент, а статистически буквально все
население России. И хотя революцию и принято называть пролетарской,
непосредственно пролетариат составлял очень малую часть населения в начале
прошлого века», —
цитирует пресс-служба Минкульта слова Мединского.
Основную вину за революционные потрясения Владимир Мединский
возлагает на часть элиты царской России. По его словам, это «олигархия и
дельцы» — «та самая часть элиты, которая свергла царя, которая наживалась
на военных поставках, демонстративно вела роскошный образ жизни». Именно
«несправедливость вызвала колоссальное движение русского культурного архетипа», — подчеркнул Мединский.
«В нашей культуре из общего народного ощущения справедливости и вырастает самое
радикальное возмущение. В ней вообще нет полутонов, а есть однозначное
разделение на добро и зло», —
добавил он.
Отсюда, указал министр, и типично русская черта постоянных
переоценок собственного прошлого.
«В прошлом у нас постоянно идет война черного и белого,
красные — либо хорошие герои, либо совсем плохие», —
привел он пример.
Говоря о развитии искусства в постреволюционный период,
Владимир Мединский отметил, что увлеченность авангардным искусством к 1930 году
сменилась возвращением к классическому искусству и традиционным ценностям. Похожие
процессы произошли и после революции 1991 года.
«Отрицание всего, что было в советские годы, сейчас
сменилось постепенным возвратом к традиционным ценностям», —
сказал он.
В качестве примера глава Минкультуры привел очереди в
филармонии и музеи, огромную популярность классической музыки. И это небывалое
никогда ранее возвращение к классике – не искусственное проявление
государственной культурной политики, а естественный результат русского
культурного архетипа.
В то же время он подчеркнул, что сейчас откат к классике принципиально иной,
нежели тот, который произошел в конце 20-х — начале 30-х годов. Он
заключается в том, что нет никаких искусственных идеологических скреп, нет ни
никаких цензурных ограничений в какой-либо форме.
«Мы отказываемся от любых форм творческих ограничений и
цензуры, потому что советские и царские годы показали, что диктат не просто
неэффективен, а вредоносен в деле государственного культурного строительства»,
—
заключил Мединский.