В Михайловском (Инженерном) замке 23 ноября состоится
открытие выставки «Москва времен Екатерины II и Павла I в картинах Жерара
Делабарта».
В экспозиции будут представлены 15 картин из знаменитой
«московской серии» французского живописца, созданной в конце XVIII века по
Высочайшему заказу и никогда не экспонировавшейся в полном объеме, сообщают
организаторы выставки.
В экспозицию вошли также созданные практически одновременно
с делабартовскими виды Москвы, исполненные художником Илларионом Мошковым.
Кроме того, на выставке представлены «русские виды», гравированные с картин
Делабарта, мебель, фарфор и костюмы конца XVIII – начала XIX вв.
Сведения о Жераре Делабарте крайне скудны. Этот французский
живописец и акварелист, работавший в России с 1787-го по 1810-й, во
второй половине 1790-х создал серию акварельных и живописных видов Москвы и ее
окрестностей, получивших широкую известность благодаря сделанным с них
гравюрам.
«Русские виды», гравированные с картин Делабарта, были
использованы во множестве изданий о России, выходивших в начале XIX века в
Англии, Франции и Германии. Особую популярность эти виды приобрели в
1810-1820-х, когда для большинства художников, обращавшихся к наполеоновской
теме и никогда не бывавших в России, они стали едва ли не единственным
источником, представлявшим древнюю российскую столицу.
Созданный Делабартом образ Москвы сохранял власть над
многими поколениями европейцев, однако в истории отечественной живописи француз
надолго оказался в тени Федора Алексеева. Настоящая выставка в полной мере
демонстрирует художественную ценность и историческое значение московской серии
Делабарта.
Делабарт зарекомендовал себя как умелый живописец, равно
успешно проявляющий себя и как пейзажист, и как видописец, и как «фигурист»,
умевший передать бойкую повседневную жизнь многолюдного города.
Екатерина II, по собственному признанию, «вовсе не любила
Москву». Москва вызывала у нее неприязнь своей средневековой нестройностью и
обветшалостью, «чрезмерной величиной», «огромностью площадей», обилием «нищих,
воров, бесполезных слуг в домах», «роскошью и бездельем». Заказывая серию
картин, она хотела увидеть Москву, запечатленную в ярком своеобразии и
контрастах ее облика и быта. Именно поэтому в качестве исполнителя ее выбор пал
на Делабарта, даровитого изобразителя народной жизни города. Художник не был
связан предписаниями; от него не требовалось изображать архитектурные новинки.
Он был волен изобразить то, что, по его мнению, «достойно любопытства» в этом
огромном диковинном для иностранца городе.
Делабарт пишет не отдельные улицы или местности — он
стремится запечатлеть портрет городского пространства. Москва представляется
ему исполненной простора, несвойственного западным городам. Этот простор
наполнен городскими типами: Делабарт видит множественность людей в разнообразии
их социального положения и одновременно в их близости и сопричастности друг
другу.
В отличие от Екатерины, Павлу нравилась Москва: он находил,
что здесь к нему относятся лучше, чем в Петербурге. Павел заказал Делабарту
шесть полотен: два панорамных вида Москвы и четыре картины, относящиеся к
поездкам императора по московским окрестностям. Две панорамы исполнены в
высоком, «одическом» строе: архитектура выдвигается на первый план, кремлевские
строения получают более четкую и детальную проработку. Фигуры, выдвинутые на
авансцену, более не составляют городскую толпу, но олицетворяют основные
общественные должности.
Выставка будет открыта до 12 февраля 2018 года.