12:43, 08 Мар 2025, Сб

Дата:

Поделиться:

Инженерный замок покажет французский взгляд на Москву времен Екатерины II и Павла I

В Михайловском (Инженерном) замке 23 ноября состоится
открытие выставки «Москва времен Екатерины II и Павла I в картинах Жерара
Делабарта». 

В экспозиции будут представлены 15 картин из знаменитой
«московской серии» французского живописца, созданной в конце XVIII века по
Высочайшему заказу и никогда не экспонировавшейся в полном объеме, сообщают
организаторы выставки.

В экспозицию вошли также созданные практически одновременно
с делабартовскими виды Москвы, исполненные художником Илларионом Мошковым.
Кроме того, на выставке представлены «русские виды», гравированные с картин
Делабарта, мебель, фарфор и костюмы конца XVIII – начала XIX вв.

Сведения о Жераре Делабарте крайне скудны. Этот французский
живописец и акварелист, работавший в России с 1787-го по 1810-й,  во
второй половине 1790-х создал серию акварельных и живописных видов Москвы и ее
окрестностей, получивших широкую известность благодаря сделанным с них
гравюрам. 

«Русские виды», гравированные с картин Делабарта, были
использованы во множестве изданий о России, выходивших в начале XIX века в
Англии, Франции и Германии. Особую популярность эти виды приобрели в
1810-1820-х, когда для большинства художников, обращавшихся к наполеоновской
теме и никогда не бывавших в России, они стали едва ли не единственным
источником, представлявшим древнюю российскую столицу.

Созданный Делабартом образ Москвы сохранял власть над
многими поколениями европейцев, однако в истории отечественной живописи француз
надолго оказался в тени Федора Алексеева. Настоящая выставка в полной мере
демонстрирует художественную ценность и историческое значение московской серии
Делабарта.

Делабарт зарекомендовал себя как умелый живописец, равно
успешно проявляющий себя и как пейзажист, и как видописец, и как «фигурист»,
умевший передать бойкую повседневную жизнь многолюдного города.

Екатерина II, по собственному признанию, «вовсе не любила
Москву». Москва вызывала у нее неприязнь своей средневековой нестройностью и
обветшалостью, «чрезмерной величиной», «огромностью площадей», обилием «нищих,
воров, бесполезных слуг в домах», «роскошью и бездельем». Заказывая серию
картин, она хотела увидеть Москву, запечатленную в ярком своеобразии и
контрастах ее облика и быта. Именно поэтому в качестве исполнителя ее выбор пал
на Делабарта, даровитого изобразителя народной жизни города. Художник не был
связан предписаниями; от него не требовалось изображать архитектурные новинки.
Он был волен изобразить то, что, по его мнению, «достойно любопытства» в этом
огромном диковинном для иностранца городе.

Делабарт пишет не отдельные улицы или местности — он
стремится запечатлеть портрет городского пространства. Москва представляется
ему исполненной простора, несвойственного западным городам. Этот простор
наполнен городскими типами: Делабарт видит множественность людей в разнообразии
их социального положения и одновременно в их близости и сопричастности друг
другу.

В отличие от Екатерины, Павлу нравилась Москва: он находил,
что здесь к нему относятся лучше, чем в Петербурге. Павел заказал Делабарту
шесть полотен: два панорамных вида Москвы и четыре картины, относящиеся к
поездкам императора по московским окрестностям. Две панорамы исполнены в
высоком, «одическом» строе: архитектура выдвигается на первый план, кремлевские
строения получают более четкую и детальную проработку. Фигуры, выдвинутые на
авансцену, более не составляют городскую толпу, но олицетворяют основные
общественные должности.

Выставка будет открыта до 12 февраля 2018 года.

Подпишитесь на наш официальный Telegram-канал «МОЙКА78 Новости СПб». Мы покажем и расскажем Вам, как и чем живёт Петербург. Будет интересно!

Поделиться:



Яндекс Путешествия ввели корпоративные тарифы. Теперь те, кто совершает деловые поездки, смогут бронировать отели и апартаменты со скидкой, а гостиничный бизнес получит возможность привлечь новый сегмент аудитории — бизнес-туристов.

Все крупные торговые сети активно работают с юными покупателями. Удачно подобранные подарки для детей служат мощным стимулом: малыши часто просят взрослых совершать покупки именно в тех местах, где их ожидают приятные сюрпризы. К примеру, супермаркеты регулярно проводят акции, где дети получают коллекционные фигурки или наклейки в обмен на покупки. Не осталась в стороне и сеть АЗС «Газпромнефть», которая запустила представила новые комбо-наборы «Драйвик» для маленьких посетителей. Детский комбо включает в себя не только угощения, но и коллекционную игрушку-сюрприз из лимитированной серии. Каждый набор состоит из двух детских блюд на выбор (картошка фри, донат или наггетсы) и напитка (вода или сок). Дополнительно можно заказать фирменный бургер.

Новости дня

По теме

Подпишись на наши соцсети

Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

ИЛИ ПИШИТЕ