Министр труда и социальной защиты Максим Топилин выступил с прорывным предложением. Он уверен — гастарбайтерам нужно засчитывать трудовой стаж в России по возвращению на родину. Причем заключить подобные договоры нужно всем странам, входящим в СНГ.
Как говорит статистика, сейчас в России насчитывается более 10 миллионов граждан, приехавших к нам с постсоветского пространства. По данным Министерства иностранных дел РФ за 2017-й, официально в России сейчас зарегистрировано 3,1 млн граждан Узбекистана, 1,58 млн уроженцев Таджикистана, 1,34 млн украинцев, 640 тысяч приезжих из Киргизии, 506 тысяч армян, 474 тысячи азербайджанцев и 407 тысяч молдаван. Большинство из этих людей исправно трудятся в России, чаще всего — на очень тяжелых работах. Однако после возвращения на родину рассчитывать на достойную пенсию им, как правило, не приходится. Ведь в большинстве постсоветских стран пенсия и так мизерная, а в их случае львиная доля полезного рабочего времени потрачена в РФ.
Значит, «на спокойную старость» трудовым мигрантам остаются сущие копейки. Идея Топилина состоит в том, чтобы учитывать пенсионные права, приобретенные в одном государстве, при установлении выплат в другом. То есть, если узбекский мигрант легально проработал в Москве 10 лет, то, вернувшись в Узбекистан, он сможет засчитать эти годы в свой трудовой стаж. При этом заслуженную пенсию он должен получать по узбекским законам и меркам.
Сейчас такая практика действует в сфере пенсионного обеспечения граждан, которые, работая на территории РФ, переехали в другие страны. Она работает в рамках межгосударственных двухсторонних соглашений. Так, многие жители Украины, десятки лет проработавшие на территории России, сейчас получают «российскую» пенсию от Пенсионного фонда РФ. Почти все они, по украинским меркам, считаются людьми обеспеченными. А те из них, кто провел активную часть жизни на российским Севере (и, соответственно, получает «северные надбавки») — и вовсе богачами.
По словам Топилина, сейчас переговоры о «взаимозачете пенсий» идут с Азербайджаном, Молдавией, Таджикистаном, Арменией, Казахстаном и Киргизией. С Туркменией и Грузией, кстати, таких переговоров нет — число граждан этих государств, зарегистрированных в России, не превышает 30-35 тысяч.
Эксперты говорят — российские власти сами заинтересованы в том, чтобы мигранты оставались работать в нашей стране, причем на легальных основаниях. России крайне необходим приток мигрантов из-за того, что государство постепенно вползает в фазу «демографической ямы». По словам демографов, уже через несколько лет экономически активным станет поколение, рождённое в конце 1990-х – начале «нулевых», в период наименьшей рождаемости. Для того, чтобы трудовые мигранты сами стремились в Россию, и нужно создать условия, при которых их трудовой стаж будет гарантированно подтверждаться на родине.
Излишне говорить, что в таком «взаимозачете пенсий» заинтересованы и россияне, в силу разных обстоятельств работающие сегодня в странах СНГ. Хотя их число на порядок меньше количества приезжих из «братских республик», работающих в России.