В Михайловском (Инженерном) замке 7 декабря откроется выставка «Артемий Обер. 1843–1917. К 100-летию со дня смерти».

Как сообщили в пресс-службе Русского музея, это первая монографическая выставка одного из крупнейших русских скульпторов-анималистов последней четверти XIX — начала XX века Артемия Обера.

В экспозиции — исключительное по полноте собрание произведений этого мастера, приобретенное Русским музеем в 1935 году у его вдовы Н. Ф. Обер, а также работы из других собраний. Уникальные восковые и терракотовые эскизы, отлитые в бронзе скульптуры, медали, вазы и рисунки составят масштабную и содержательную экспозицию, включающую в общей сложности 87 экспонатов.

Друг А. Н. Бенуа и К. А. Сомова, активный участник общества «Мир искусства», А. Л. Обер был запечатлен на многих набросках этих художников, наиболее интересные из которых включены в состав выставки. 

Артемий Обер родился в семье служащего театрального ведомства. Воспитывался в классической гимназии, учился в Московском университете. В 1865 году посещал Императорскую академию художеств (ИАХ). Затем отправился в Париж, где пробыл до 1870 года, занимаясь исключительно скульптурой, преимущественно этюдами зверей парижского зоологического сада.

В 1870-м возвратился в Россию, возобновил учебу в ИАХ как вольнослушатель. В 1872 году за статуэтки «Собака», «Лошадь башкира» и группу «Лев, пожирающий газель», представленные на академической выставке, награжден большой серебряной медалью.

Обер — один из крупнейших скульпторов последней трети XIX — начала ХХ столетия в России. Он работал в различных видах и жанрах, но известность приобрел прежде всего как анималист, автор произведений небольшого формата, предназначенных для украшения интерьеров (так называемой «кабинетской» скульптурой).

По выражению А. Н. Бенуа, изображая «животных от души», Обер умел передавать в их облике то, чем «мы больше всего любуемся в Крылове». Для индивидуальной манеры мастера характерны фактурность лепки, стремление к правдивой передаче натуры, динамизм композиций, построенных на активном движении.

Сам скульптор часто создавал лишь восковую либо гипсовую модель. Отливки делались другими мастерами на бронзолитейных фабриках Петербурга или Каслинском чугунном заводе. Известны также поздние отливки с форм Обера, относящиеся к середине ХХ века.

Творчество мастера представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и других.