В России хотят ввести уголовное наказание за платные услуги магов и колдунов. Предполагается наказывать не за само колдовство, а за выманивание у людей денег. В стране, где доверчивые жители каждую субботу прилипают к голубым экранам, смотря «Битву экстрасенсов», реализация этой инициативы более чем сомнительна. 

Интернет-форумы забиты вопросами о том, как найти хорошую гадалку, «которая возьмет сколько дашь». Сами гадалки и маги активно рекламируют свои услуги: «Расскажу о вашем будущем, укажу на ошибки в прошлом. Дам ответы на вопросы», «Я не беру денег за свою помощь!», «Сильный маг <…> приворожит вашего любимого! Бесплатно!18+», «Помогаю решить проблемы с помощью магии. С глупыми вопросами не обращаться!» — как, и этот обворожительный мир исчезнет, смирившись с буквой закона? Или все маги и колдуны — мошенники, тонкие психологи, играющие на человеческих слабостях, и с ними пора уже разобраться?

Инфографика, «Мойка78»

Чудеса между тем давно проникли в мирную жизнь петербуржцев. Хотя, например, в «Буквоеде» книги известных публичных экстрасенсов или магов занимают небольшое место в ассортиментной группе «эзотерика» — менее 1%, они очень востребованы. Имена победителей «Битвы экстрасенсов» Мерилин Кетро, Алексея Похабова, Александра Шепса хорошо известны посетителям магазина. 

Как рассказали «Мойке78» в «Буквоеде», в магазине проводились презентации книг многих экстрасенсов, они всегда массовы, востребованы читателями и СМИ. 

«Но и были случаи, когда мы отказывали в подобных встречах, считая, что общественная репутация самого экстрасенса противоречит миссии магазина по культурному развитию общества», 

— отметили в «Буквоеде». 

В магазине уверены, что нанести ущерб или затронуть книжные магазины инициатива по введению наказания за платные колдовские услуги вряд ли сможет, так как речь идет не об издании книг, а буквальных платных услугах.

Сжигание ведьм. Немецкая гравюра

А владелец издательской группы “Весь” Петр Лисовский считает, что у законодателя очень ограниченные возможности в отношении того, чтобы ввести закон именно против самой магии. А вот с мошенничеством бороться нужно.

«Все зависит, в каком масштабе мы смотрим на явление. Если закон будет тупой и глупый — конечно, это плохо. Если он будет четко определять, что такое мошенничество на доверии, то это другой вопрос, — сообщил он «Мойке78». — То есть если, например, в «Битве экстрасенсов» предупреждают, что это шоу, тогда вопросов никаких. Здравые люди с научным образованием этому не верят, а те, кто верит, — им надо пойти в высшее учебное заведение и поучиться научному критическому мышлению».

«Театр — это шоу, «Битва экстрасенсов» — это шоу. Любая телевизионная программа — это шоу. И нужно четко различать шоу и мошенничество. За мошенничество надо наказывать в обязательном порядке», — считает он.

Что касается гадалок, то тут вопрос спорный. По словам Петра Лисовского, запланированная встреча с гадалкой — это добровольная сделка. «Гарантий не дает даже наша медицина. Образование разве дает гарантии, что вы будете образованным человеком? Гарантий никто не дает, даже пенсионная реформа. Мы сейчас живем в мире, где каждый сам за себя», — отметил он.

«Гадалка — это такой же гражданин Российской Федерации, как и все остальные, он точно так же под законом находится. Нужно доказать прямой вред от гадания. Посмотрите на европейское, американское право — там ведь даже сертификаты дают экстрасенсам. Это нормально. Если человек не идет к психотерапевту, а идет к гадалке, как можно это запретить?» 

— недоумевает издатель.

У нас (в издательстве «Весь» — прим.  ред.) научное мышление, мы все люди с высшим образованием, и когда мы выбираем книги, мы в первую очередь смотрим тексты, а не людей, и читатель наш читает тексты», — отметил Петр Лисовский. 

«Магия — искусство древнее. По магии столько книг издано начиная с античного периода до сегодняшнего дня. Происходит от слов «могущество» и «мочь», — рассказал владелец издательской группы “Весь”. — Соответственно, это решение вопросов или задач, которые не решаются обычным путем».

Поможет ли «колдовской» законопроект решить проблему с мошенниками — покажет время и профессионализм тех, кто этот законопроект разрабатывает. Иначе это может превратиться просто в шабаш.