Российские банки начали осваивать новые подходы к работе с неплательщиками. Так, банк «Русский стандарт» внедрил сервис, помогающий найти  работу своим заемщикам. «Мойка78» попыталась установить истинную причину такой «доброты».

Схема «найди работу через банк» выглядит довольно просто и изящно. Заемщик лично или по телефону обращается в банк и сообщает о потере работы. После этого менеджер банка фиксирует его временную неплатежеспособность, предлагает варианты реструктуризации долга, а параллельно подбирает для него подходящие вакансии. Причем, как сообщили в кредитном учреждении, новым сервисом могут пользоваться не только те, у кого уже есть задолженность, но и те из заемщиков, кто только-только потерял работу.

По данным «Русского стандарта», сейчас там завершен «пилотный» этап проекта. В его рамках за три месяца заемщикам-должникам отправили целых 15 тысяч вакансий. В итоге с помощью сервиса каждый пятый участник проекта сумел найти новую работу. Наибольшее число должников удалось трудоустроить в продажи, строительство, сферы проектирования и недвижимости, промышленность, а кому-то даже нашли работу на дому. Банку же, по его собственным подсчетам, удалось таким образом вернуть себе от 700 до 900 млн рублей долгов.

Нетрудно заметить, что такая схема со всех сторон выгодна для самих банкиров. Во-первых, в глазах общественности они превращаются из злобных ростовщиков, «снимающих три шкуры» со своих должников, в сочувственных партнеров. Таких, которые в тяжелую минуту протягивают руку помощи своим клиентам. При том, что проценты банка по кредитам остаются такими же, разве что основное тело долга подвергается реструктуризации. Но никто же не решится требовать от банкиров простить часть долгов заемщику, вдруг ставшему безработным! Все же видят — они и так помогают должникам, чем могут.

Помощь эта, впрочем, выглядит заботой не столько о должнике, сколько о собственно интересах банка. Ведь в случае, когда вакансию для должника находят в банке, кредитное учреждение точно знает размер дохода должника. И, соответственно, старается взыскать с него максимум платежей. И неудачливый заемщик в этой ситуации уже не может скрыть часть своих доходов — ведь работу и зарплату ему нашел «добрый» банк! 

Наконец, сервис по трудоустройству — прекрасная идея и с точки зрения пиара самого банка. По сути, надо взять на работу одного-двух лишних сотрудников, закачать им в компьютеры базу вакансий с биржи труда — и о вашем достижении тут же напишут все деловые газеты. Более того — делать репортажи о вашем «достижении» приедут телевизионщики, которых в банк, кроме, как за хорошие деньги, ни за что не заманишь. Отличная экономия рекламных бюджетов. В общем, с какой стороны ни взгляни — повсюду одни только бонусы. 

Однако, по мнению наблюдателей, самым эффективным «шагом навстречу» клиентам со стороны банков могло бы стать снижение общего уровня процентных ставок. Как отмечают аналитики рынка, несмотря на то, что российская экономика потихоньку отошла от кризиса, а Центробанк снизил ключевую ставку до 7,75 процента, ставки по кредитам во многих банках по-прежнему остаются на «кризисном» уровне. Тот же «Русский стандарт» на своем сайте с гордостью подчеркивает — его процент по кредитам «начинается от 21,9 годовых». И это, понятное дело — при «идеальных» кредитных данных у заемщика. Для обычных граждан процент наверняка намного выше. 

Помимо того, что отечественные банки не торопятся снижать проценты по кредитам, многие из них не намерены даже перенимать опыт «Русского стандарта». Одни считают, что хороший заемщик и сам быстро найдет работу, а плохого все равно никто быстро не возьмет на новую. Другие — что под трудоустройство должников слишком затратно создавать отдельный отдел, это требует массу времени и средств.

В целом российские банкиры привыкли действовать по стандартной схеме — «мы вам деньги, а вы нам — те же деньги плюс кучу процентов». Однако по мере того, как стремительно беднеет население и растет общий уровень закредитованности россиян, и остальным банкам вскоре придется что-то придумывать. Просто для того, чтобы вернуть себе хотя бы часть выданных кредитов.