Покупка автомобиля с пробегом — всегда риск. Автомобиль может быть в залоге у банка, может быть в угоне. Но даже если все «чисто», все равно покупателя может ждать сюрприз.

В редакцию «Мойки78» обратился житель Анатолий с уникальным случаем. В октябре прошлого года он приобрел автомобиль с пробегом у официального дилера в Trade-in. Спустя три месяца, в январе. Анатолий получает официальное письмо за подписью начальника районного МРЭО с требованием явиться в ГИБДД лично, сдать ПТС, свидетельство о регистрации автомобиля и госномер.

«В письме ссылались на какое-то решение апелляционного суда по этому автомобилю. Оказывается, что велась судебная тяжба относительно авто между предыдущими владельцами»,

— сокрушается Анатолий.

Дело в том, что Анатолий — уже четвертый владелец авто по ПТС. Первый же из них — условный гражданин X — был должен своей бывшей жене деньги по алиментам. Но вместо уплаты долга X оформил дарственную на автомобиль для своей дочери. Дочь дарение приняла, а автомобиль продала условному гражданину Y. Гражданин Y продал автомобиль официальному дилеру, у которого Анатолий его и купил.

Но в то время, когда Анатолий полноправно ездил на своей новой собственности, бывшая супруга X оспорила в суде дарение. Она хотела получить автомобиль в качестве компенсации долга. Суд с ней согласился, признал дарение незаконным и теперь вся цепочка купли-продажи этого авто отменяется, а машину нужно вернуть X, чтобы потом взыскать ее в счет уплаты долга.

«Я в замешательстве, не знаю, что же теперь делать. То ли в суд идти, то ли к депутатам обращаться. Как такое вообще могло произойти», — сокрушается Анатолий.

Эксперты в автомобильной области соглашаются, что это крайне редкий случай.

«Здесь на первый взгляд очевидна добросовестность покупателя. Он не мог знать, что относительно автомобиля идет подобная судебная тяжба», — рассуждает Андрей Сычев, генеральный директор сообщества автоюристов Andrei& Femida.

Юрист советует в таком случае признавать сделку купли-продажи недействительной и требовать возврата денег с продавца, в данном случае — с официального дилера.

Петр Шкуматов, координатор движения «Синие ведерки» также согласен, что конкретно этот случай очень редкий и здесь единственный способ — это признавать сделку купли-продажи с дилером недействительной и возвращать свои деньги.

Большая головная боль — это уже после признания судом сделки купли-продажи недействительной — взыскание денег с продавца.

«Если это физическое лицо или официальный дилер, то шансы получить свои деньги есть. Однако чаще всего люди обращаются за автомобилем с пробегом в коммерческие «комиссионки». А они работают по такой схеме: регистрируют несколько юридических лиц: условных «Ромашка 1», «Ромашка 2», «Ромашка 22» и так далее. У такого юрлица ответственность ограниченная, уставной капитал — 10 тысяч рублей. И когда приходит время взыскивать деньги по подобным случаям — автосалон просто начинает продавать машины от юрлица «Ромашка 23», а счета «Ромашки 22″ становятся нулевыми и получить деньги будет неоткуда», — рассказывает Петр Шкуматов.

Из разговора с экспертами можно сделать вывод, что Анатолию повезло. Все-таки официальный дилер вряд ли будет «бегать» от судебного решения. Однако возврат денег все равно будет для покупателя болезненным и долгим. Как правило, от первого суда до факта получения денег можно пройти около года.

«Человек попал в ситуацию, когда он останется и без автомобиля, и без денег на долгое время. Плюс придется оплатить юридические услуги по ведению подобного дела — это около 50-100 тысяч рублей. Если же дилер откажется возвращать деньги, придется уже идти к судебным приставам или прибегать к «решалам», которые также за свои услуги могут попросить от 20 до 30 процентов от суммы. Чтобы вернуть деньги, придется потратить немалые деньги», — заключает Петр Шкуматов.

И хотя Анатолию, возможно, повезло, большинство же покупателей авто с пробегом находятся в зоне высокого риска. Наиболее частые случаи — это авто с перебитым ВИН-номером, в угоне или «кредитный» автомобиль, который в залоге у банка.

Обезопасить себя от покупки кредитного автомобиля — а если кредит не погашен, автомобиль обязательно вернут банку — это проверить кредитную историю первого владельца. И вообще, лучше не связываться с автомобилем, у которого до вас было больше одного владельца. По словам Андрея Сычева, два-четыре владельца по ПТС — это уже очень большой риск проблем.

Петр Шкуматов добавляет, что перед покупкой нужно всегда самому максимально проверить автомобиль на чистоту.

«На практике, конечно, машина в Trade-in ставится либо без проверок, либо с минимальными проверками. Так что надеяться на автосалон не нужно, нужно самостоятельно проверить машину перед покупкой. Благо в интернете, в Телеграме есть много ресурсов, которые за небольшие деньги могут предоставить всю информацию по авто»,

— рассказывает Петр Шкуматов.