Покупка
автомобиля с пробегом — всегда риск.
Автомобиль может быть в залоге у банка,
может быть в угоне. Но даже если все
«чисто», все равно покупателя может
ждать сюрприз.
В
редакцию «Мойки78» обратился житель
Анатолий с уникальным случаем. В октябре
прошлого года он приобрел автомобиль
с пробегом у официального дилера в
Trade-in. Спустя три месяца, в январе. Анатолий
получает официальное письмо за подписью
начальника районного МРЭО с требованием
явиться в ГИБДД лично, сдать ПТС,
свидетельство о регистрации автомобиля
и госномер.
«В
письме ссылались на какое-то решение
апелляционного суда по этому автомобилю.
Оказывается, что велась судебная тяжба
относительно авто между предыдущими
владельцами»,
— сокрушается Анатолий.
Дело
в том, что Анатолий — уже четвертый
владелец авто по ПТС. Первый же из них
— условный гражданин X — был должен
своей бывшей жене деньги по алиментам.
Но вместо уплаты долга X оформил
дарственную на автомобиль для своей
дочери. Дочь дарение приняла, а автомобиль
продала условному гражданину Y. Гражданин
Y продал автомобиль официальному дилеру,
у которого Анатолий его и купил.
Но
в то время, когда Анатолий полноправно
ездил на своей новой собственности,
бывшая супруга X оспорила в суде дарение.
Она хотела получить автомобиль в
качестве компенсации долга. Суд с ней
согласился, признал дарение незаконным
и теперь вся цепочка купли-продажи этого
авто отменяется, а машину нужно вернуть
X, чтобы потом взыскать ее в счет уплаты
долга.
«Я
в замешательстве, не знаю, что же теперь
делать. То ли в суд идти, то ли к депутатам
обращаться. Как такое вообще могло
произойти», — сокрушается Анатолий.
Эксперты
в автомобильной области соглашаются,
что это крайне редкий случай.
«Здесь на
первый взгляд очевидна добросовестность
покупателя. Он не мог знать, что
относительно автомобиля идет подобная
судебная тяжба», — рассуждает Андрей
Сычев, генеральный директор сообщества
автоюристов Andrei& Femida.
Юрист
советует в таком случае признавать
сделку купли-продажи недействительной
и требовать возврата денег с продавца,
в данном случае — с официального дилера.
Петр
Шкуматов, координатор движения «Синие
ведерки» также согласен, что конкретно
этот случай очень редкий и здесь
единственный способ — это признавать
сделку купли-продажи с дилером
недействительной и возвращать свои
деньги.
Большая
головная боль — это уже после признания
судом сделки купли-продажи недействительной
— взыскание денег с продавца.
«Если это
физическое лицо или официальный дилер,
то шансы получить свои деньги есть.
Однако чаще всего люди обращаются за
автомобилем с пробегом в коммерческие «комиссионки». А они работают по такой
схеме: регистрируют несколько юридических
лиц: условных «Ромашка 1», «Ромашка 2», «Ромашка
22» и так далее. У такого юрлица
ответственность ограниченная, уставной
капитал — 10 тысяч рублей. И когда приходит
время взыскивать деньги по подобным
случаям — автосалон просто начинает
продавать машины от юрлица «Ромашка
23», а счета «Ромашки 22″ становятся
нулевыми и получить деньги будет неоткуда», — рассказывает Петр Шкуматов.
Из
разговора с экспертами можно сделать
вывод, что Анатолию повезло. Все-таки
официальный дилер вряд ли будет «бегать»
от судебного решения. Однако возврат
денег все равно будет для покупателя
болезненным и долгим. Как правило, от
первого суда до факта получения денег
можно пройти около года.
«Человек
попал в ситуацию, когда он останется и
без автомобиля, и без денег на долгое
время. Плюс придется оплатить юридические
услуги по ведению подобного дела — это
около 50-100 тысяч рублей. Если же дилер
откажется возвращать деньги, придется
уже идти к судебным приставам или
прибегать к «решалам», которые также
за свои услуги могут попросить от 20 до
30 процентов от суммы. Чтобы
вернуть деньги, придется потратить
немалые деньги», — заключает Петр
Шкуматов.
И
хотя Анатолию, возможно, повезло,
большинство же покупателей авто с
пробегом находятся в зоне высокого
риска. Наиболее частые случаи — это
авто с перебитым ВИН-номером, в угоне
или «кредитный» автомобиль, который в
залоге у банка.
Обезопасить
себя от покупки кредитного автомобиля
— а если кредит не погашен, автомобиль
обязательно вернут банку — это проверить
кредитную историю первого владельца.
И вообще, лучше не связываться с
автомобилем, у которого до вас было
больше одного владельца. По словам
Андрея Сычева, два-четыре владельца по
ПТС — это уже очень большой риск проблем.
Петр
Шкуматов добавляет, что перед покупкой
нужно всегда самому максимально проверить
автомобиль на чистоту.
«На практике,
конечно, машина в Trade-in ставится либо
без проверок, либо с минимальными
проверками. Так что надеяться на автосалон
не нужно, нужно самостоятельно проверить
машину перед покупкой. Благо в интернете,
в Телеграме есть много ресурсов, которые
за небольшие деньги могут предоставить
всю информацию по авто»,
— рассказывает
Петр Шкуматов.