Крупнейшие IT-компании не только следят за всеми нашими действиями в интернете, но и определяют наш психотип. Говорят — чтобы подбирать наиболее подходящую рекламу, но смогут ли корпоративные гиганты остановиться на этом?

Компания Mail.Ru Group — владелец «ВКонтакте» и других крупных интернет-проектов — объявила в среду, 21 февраля, что рекламодетали теперь могут подбирать объявления под особенности характера конкретных людей. 

По-научному это называется — таргетирование по психотипам. Если раньше IT-компании просто отслеживали сайты, на которые заходил человек, его поисковые запросы, то сейчас специалисты оценивают человека по пяти критериям: открытость опыту, сознательность, экстраверсия, доброжелательность и нейротизм.

«Зная эти характеристики целевой аудитории, рекламодатели смогут разрабатывать для групп потенциальных клиентов маркетинговые кампании, которые соответствуют их ценностям», 

— объясняют Mail.Ru Group.

Так, сознательным и расчетливым будут предлагать рекламу с описанием конкретной выгоды и результатами, импульсивным и эмоциональным — рассказывать о необычных свойствах рекламируемого продукта, показывать яркие картинки.

Для удобства эксперты даже выделили характерные черты разных социальных групп. Например, любители компьютерных игр, как правило, очень импульсивны, а те, кто интересуется машинами и фотографией, — крайне прагматичны.

Казалось бы, полезная социологическая информация. Да и в Mail.Ru Group уверяют, что сделали очень важный шаг вперед.

«Mail.Ru Group провела масштабное исследование влияния психологического типа потребителя на его финансовое поведение и выявила явные зависимости между ними», — говорит коммерческий директор компании Элина Исагулова.

Понятно, что новый способ таргетирования рекламы полезен компаниям, продающим что-либо. Полезен он и Mail.Ru Group — к ним теперь потянутся новые клиенты-рекламодатели. А что же с нами, простыми обывателями?

Ладно, мы уже привыкли к назойливой рекламе, наловчились ее игнорировать. Вопрос в другом — как будут определять наш психотип и куда в дальнейшем пойдет эта информация?

Во время тестирования специалисты опрашивали добровольцев. Сейчас, когда проект заработал на полную мощность, наш психотип будут выявлять по тому, как мы ведем себя в соцсетях. А у Mail.Ru Group, надо признать, есть для этого весь необходимый арсенал. Во-первых, это свои собственные сервисы, где тысячи и тысячи пользователей добровольно рассказывают о себе, во-вторых, самая популярная в Росссии соцсеть «ВКонтакте», которая позволяет узнать о человеке практически все — начиная от биографических данных (ФИО, возраст, место учебы и работы) и заканчивая музыкальными предпочтениями.

Пока все это используют только для рекламы. В будущем сведениями о психотипе вполне могут заинтересоваться, например, банки — будут оценивать вероятность просрочек по кредитам, или спецслужбы, чтобы выявлять опасных личностей.

Чем все это закончится, предположить трудно. В Китае подобная система уже давно вышла на государственный уровень. Граждан там оценивают по многочисленным критериям и используют эти оценки повсеместно. Хорошо себя ведешь, создал себе положительный имидж — получаешь скидки, проходишь без очереди на посадку в аэропорту. Нарушаешь, плохо себя зарекомендовал в обществе — таксисты не приедут на твой вызов, билеты на самолет не купишь, и все вокруг будут смотреть на тебя с осуждением.

России до этого пока далеко, но выбранное направление пугает…