Подскочивший пару лет назад курс евро грозил оставить Финляндию без потока туристов из России, но наши соседи из Суоми терять покупателей из Петербурга оказались не готовы и везут их к себе в гости сами, причем бесплатно. Как финская хитрость поднимает торговлю вЛаппеенранте и губит в Петербурге, выясняла «Мойка 78»
Казалось бы, шоп-туры — не новинка для много повидавшего российского турбизнеса, но финны договорились с турфирмами, перевозчиками и магазинами, чтобы обеспечить себе высокие продажи на петербуржцах.
Бесплатные поездки в Финляндию на шопинг бывают двух видов. Это или поездка за покупками в определенный супермаркет, или поездка за килограммы.
Так, в Лаппеенранту бесплатно возят объединившиеся в своих интересах компания Global Blue, которая занимается оформлением Tax Freeв, сеть супермаркетов Lidl и туроператор ScanTour. Петербуржцев в Финляндию везут совершенно бесплатно, но с одним условием.
«Сумма покупок в магазине должна составлять не менее 50 евро (примерно 3500 рублей). В случае, если не получается потратить 50 евро, турист обязуется компенсировать расходы на транспорт в размере 500 рублей за место в автобусе», — сообщается на сайте туроператора.
3500 — средний чек в любом петербургском супермаркете перед выходными. А коллаборация из Global Blue, Lidl и ScanTour предлагает за эти деньги не только купить финских продуктов, но и побывать за границей, откатать визу и прогуляться. Более того, гостям обещают оформить Tax Free прямо в супермаркете. Клюнувший на бесплатную поездку турист явно потратит более 50 евро, потому что в магазине-участнике акции продают не только продукты, но и одежду и обувь, косметику, бытовую технику и электронику. Плюс россияне смогут приобрести в рамках нормы санкционных сыров и колбас. В плюсе, на первый взгляд, остаются все. А потом оказывается, что потенциальных покупателей финны увозят прямо из под носа крупных сетей в Петербурге. И остаются без денег уехавших в Лаппеенранту шоперов «Лента», «Окей», «Ашан» и «Магнит», а также многочисленные «Перекрестки». «Дикси» и «Пятерочки».
Второй способ бесплатно оказаться в Финляндии — тур за килограммы. Тут даже обязательства тратить 50 евро не существует. Туриста просто вывозят в другую страну ради положеных ему беспошлинных килограммов.
«В чем состоит наш бесплатный сыр и где мышеловка? Нам нужны люди для поездок в Финляндию. Зачем? Каждый человек, располагающий загранпаспортом и действующей шенгенской визой, может беспошлинно ввезти в Россию товар стоимостью до 1500 Евро и весом до 50 кг, вот тут то Вы нам и нужны. Мы покупаем в Финляндии товар (одежду, а также продукты) примерно на 20-35 кг на человека. На границе в случае вопросов со стороны таможни вам нужно будет сказать, что вы везете эти вещи для себя»,
— признаются в одной из групп «ВКонтакте», организующей такие туры.
Клиент получает бесплатное путешествие, время на прогулки по Лаппеенранте, возможность купить себе товаров не более 5 кг, зато на любую сумму, открыть или откатать визу. И таких предложений масса. Перевозчики покупают продукты, одежду и даже автомобильные колеса. И снова в плюсе финские производители и финская торговля. Их товары покупают оптом за живые деньги. У перевозчиков — беспошлинные заграничные товары. У туристов — приятное бесплатное путешествие. Более того, финские торговые сети устраивают битву за петербургского гостя, делают все, чтобы турфирмы везли клиентов именно к ним.
Такой подход — бой за иностранного клиента, явление, характерное для многих зарубежных стран. Вспонить хотя бы шоп-туры в Грецию за шубами или в Европу по аутлетам. Заманивают туристов с чужбины не только товарами, но и услугами.
Так, эстонцы устроили целую кампанию «Отдых в пярнуских СПА», чтобы притянуть в свою страну гостей из Латвии. Жители этой страны становятся все более платежеспособными, а СПА-отдых им предлагает только родная Юрмала. Занять нишу решили эстонцы. Объединившись, представители гостиничного и ресторанного бизнеса методично и целенаправленно «бомбили» соседей рекламой своих СПА-отелей и предлагали им особые условия. Как результат — подпрыгнувшая кривая продаж туров в пярнуские СПА.
Еще один пример, пусть и внутри страны — Атлантик-Сити. Погибавший было город получил вторую жизнь благодаря разрешению на азартные игры. Атлантик-Сити стал вторым Лас-Вегасом и стал привлекать не только гостей из Нью-Йорка. Город множества казино заманивал улыбкой фортуны, магазинами известных брендов и многочисленными громкими спортивными событиями.
В схватке за российского туриста пример самоотверженности показала Турция. Она субсидирует компаниям чартерные перевозки из других стран. От Египта для возвращения туристов из России тоже ждут предложения субсидирования авиарейсов.