Запуск каршерингового велопроката в Петербурге — хорошая, в общем-то, идея — может обернуться грандиозными проблемами. Последствия деятельности китайцев в Северной столице придется в прямом смысле слова разгребать.

Петербургские чиновники планируют запустить совместный проект с китайской фирмой Mebike. Это крупнейшая в Поднебесной компания по прокату велосипедов. У себя на родине она завоевала огромную популярность благодаря новой системе велопроката.

Сейчас в Петербурге работает единая отечественная сеть велопроката — «Велогород». Схема ее работы проста: по городу разбросаны станции, где все желающие, зарегистрировавшись, могут взять напрокат велосипед за небольшую плату.

Минусы «Велогорода» очевидны — чтобы взять или сдать велосипед, надо искать станцию, которая может быть переполнена. Оператор проката должен следить за состоянием разных станций, переставлять велосипеды во время пиковых нагрузок на отдельных точках.

Китай для решения этих и некоторых других проблем использовал опыт онлайн-сервисов вызова такси типа Uber. Проект велопроката Mebike работает следующим образом:

Тысячи велосипедов, оснащенных GPS-трекерами, выносятся на улицы. Все они подключены к единой системе. Пользователь устанавливает приложение на мобильный телефон и с его помощью ищет ближайшего железного коня. Когда замок на колесе разблокирован, в приложении запускается счетчик. По завершении поездки деньги в онлайн-режиме списываются с банковской карты.

Не надо беспокоиться о станциях, велосипед можно поставить там, где вам удобно. Рано или поздно другой пользователь найдет его через приложение и поедет дальше. Если вдруг какой-нибудь железный конь остался в отдаленном районе, программа автоматически предложит скидку любому, кто вывезет его оттуда.

Казалось бы — идеальная система. Удобно и велосипедистам, и компании-оператору, и производителям велосипедов. Так подумали и в Китае, когда проект только появился. За несколько лет он набрал сумасшедшую популярность — тысячи и тысячи велосипедов появились на улицах китайских городов.

Люди пользовались двухколесным транспортом практически везде и всегда. Например, чтобы доехать от дома до соседнего магазинчика. Среднее время аренды местами составляло 5-7 минут. Для сравнения — в России этот показатель равняется 25 минутам.

Видя это, компании стали выпускать на улицы все больше и больше велосипедов, в том числе на замену сломанным. В результате — крупные города в Китае оказались завалены металлоломом. На небольших улочках порой не оставалась свободного места на тротуарах.

«Города Китая завалены велосипедами. В прямом смысле — они повсюду. (…) К столь стремительному захвату велосипедами города готовы не были», — пишут блогеры о ситуации в Китае.

Со временем на происходящее обратили внимание и журналисты. Материалы о проблемах на дорогах и гигантских свалках начали появляться в крупнейших мировых изданиях.

Публикация о проблемах с велосипедами в Китае. Фото: скриншот The Guardian

«Рост числа велосипедов на китайских улицах привел к тому, что на тротуарах не осталась места пешеходам, только горам неисправных велосипедов», 

— пишет британская The Guardian о происходящим в Шанхае.

На километровые свалки отправляются не только поломанные велосипеды, но и вполне исправный. Порой небольшие компании разоряются, не выдерживая конкуренции, и весь их парк превращается в металлолом.

Нечто похоже может произойти и в Петербурге, если наши чиновники одобрят запуск проекта Mebike. Пользоваться им будут, по-видимому, не только жители Северной столицы, но и многочисленные туристы из Китая, которые тысячами приезжают в наш город. А вот кто будет разгребать кучи искореженного металлолома, пока не ясно.

Добавим, что за реализацию велопроектов в Петербурге отвечает Комитет по развитию транспортной инфраструктуры, деятельность которого курирует вице-губернатор Игорь Албин.