Новый дом-памятник появился в Пушкине. Объектом культурного наследия регионального значения признан усадебный дом купца Кокорева на Московской улице. Кокорев был миллионером, коллекционером и прокаженным.

Именно из-за этой болезни Александр Кокорев жил в своем роскошном особняке в полном уединении — проказа считалась в те годы неизлечимой и заразной. Диагноз владельца повлиял на судьбу дома и после его смерти — покупать «зараженное» здание никто не хотел. Кроме того, богатую коллекцию Кокорева распродали за бесценок, покупатели боялись приобретать художественные ценности, к которым прикасался прокаженный хозяин.

История дома Кокорева начинается с 1901 года, когда участок Дурасовых на Московской улице купил Александр Кокорев. Он был купцом первой гильдии и происходил из семьи старообрядцев поморского согласия. Отец Александра Кокорева — Василий Александрович — был основателем Волго-Камского банка и тоже увлекался коллекционированием. Кокорев-старший был известным меценатом и даже открыл в Москве художественную галерею. 

Один из сыновей В. А. Кокорева, Александр Васильевич (1848-1908), после смерти отца обосновался в Царском Селе. В феврале 1901 г. он приобрел у С. П. Дурасова участки N 153 и 154 по Московской ул. (Московская, 55) с каменным домом, постройки 1860-х гг. 

Новый владелец участка занялся переустройством существовавшего каменного дома, к нему пристроили вестибюль, появилась парадная лестница, одноэтажный флигель — в нем разместили столовую со световым фонарем. По решению Кокорева в доме появилась оранжерея. Пристройки возводились до 1904 года по проектам архитектора Данини. Он же, как полагают исследователи, спроектировал каменный двухэтажный дом на соседнем участке, купленном Александром Кокоревым у инженера-технолога Михаила Белянина.

Новый хозяин роскошного особняка наслаждался им недолго — Кокорев умер в 1909 году, а осиротевший дом выставили на продажу. Но покупатели не спешили заселяться в «Обитель прокаженного». Тогда особняк было решено разыграть в лотерею.

«Так как содержание дома обходится очень дорого, а покупателя на него найти положительно невозможно, то наследники Кокорева решили разыграть этот дом со всей обстановкой в лотерею, устроив три миллиона билетов, ценою каждый билет по рублю»,

 — писала газета «Петербургский листок».

Наследники Кокорева хотели хоть таким образом получить деньги за прекрасный дом, со вкусом обставленный внутри и роскошный снаружи. Но у Первой мировой войны на опустевший дом миллионера были свои планы — в нем разместился госпиталь. Он был примечателен тем, что помощь раненым там оказывала семья все  того же архитектора Данини: жена Вера Антоновна, сын Евгений и дочь Виргиния.

Революция тоже перекроила судьбу особняка — там обустроили техникум и общежитие. В годы Великой Отечественной войны подвалы дома служили жителям Пушкина бомбоубежищем. Ближе к началу 1960-х, в особняк въехал Сельскохозяйственный институт, позже там действовал корус Санкт-Петербургского государственного аграрного университета.

Сейчас здание, которое признано региональным памятником, находится в собственности ЗАО «Корпорация «Петрострой». Она зарегистрирована 1 октября 2002 года в Колпино и занимается арендой и управлением собственной или взятой в аренду недвижимостью.