Конкуренция между хлебозаводами и частными пекарнями обострилась пару лет назад. С тех пор пекарни увеличили свою долю рынка почти в пять раз. Крупные производители, напротив, доходы стремительно теряют.

Темные времена хлебозаводов

Согласно опубликованному финансовому отчету, выручка одного из крупнейших игроков хлебного рынка АОА «Каравай» за год упала на два миллиона. К причинам ухудшения показателей относят нестабильную экономическую ситуацию в целом, но отрицать влияние малых пекарен на хлебный рынок нельзя.

Мини-пекарни у дома растут «как на дрожжах». Все чаще петербуржцы отдают предпочтение свежей выпечке и теплому хлебу, изготовленному вручную по домашним рецептам. Отток потребителей был бы незначительным. Но тенденции подхватили крупные ретейлеры. 

За прошлый год в розничных сетях доля потребления выпечки сократилась на 10%. Для того, чтобы соответствовать тенденциям, магазины открывают хлебные цеха и привлекают к сотрудничеству маленьких частников. Ретейлер «Дикси», до этого заказывающий продукцию только у крупных хлебозаводов, начал сотрудничество с мини-пекарнями. Полки магазинов пополнились «хлебом, выпеченным с душой» и «вкусной выпечкой, изготовленной в семейных пекарнях». 

Примечательно, что в прошлом году финская компания Fazer из-за спада продаж хлеба была вынуждена заморозить на неопределённый срок проект по строительству в Петербурге завода замороженных и свежих хлебобулочных изделий. 

Петербуржцы игнорируют некачественный хлеб

Конкуренция растет, а в плюсе, как нередко бывает в таких случаях, потребители. Снижения спроса заставляет производителей представлять лучшие продукты. По данным Роскачества, в Северо-Западном федеральном округе из 16 торговых марок только одна оказалась  некачественной и небезопасной. Проверку прошли только крупные хлебозаводы, но, по информации Общества защиты прав потребителей Северо-Западного региона, жалоб на малые пекарни тоже нет. Впрочем, с уверенностью говорить о качестве нельзя. О проблемах с  хлебом зачастую просто молчат. 

«Проблема с хлебом простая. Люди покупают батон за 20 рублей и, если он оказывается некачественным, заплесневелым, просто выбрасывают его. Даже не идут жаловаться в магазины, потому что трата времени привышает стоимость продукции»,

— поясняет президент Общества защиты прав потребителей Анатолий Голов. 

Обратиться в соответствующие инстанции покупателей могут заставить возмутительные вкрапления в хлебе, например, стекло. Но таких примеров, как отмечает Голов, давно не было. 

Отметим, что Роспортребнадзор в 2017 году забраковал свыше 6 тыс. килограммов хлеба и хлебобулочных изделий. При этом за последние пять лет доля хлеба, не соответствующего требованиям безопасности, заметно снизилась.