В Ленобласти горят незаконные свалки, местные жители бунтуют против расширения уже действующих полигонов, а общественные экологи бьют тревогу и трубят в СМИ. После скандала со смрадом в Волоколамске мусор стал самой громкой темой. Теперь шумиха докатилась до Ленобласти и может стать неприятной проблемой для губернатора Александра Дрозденко.
Прошедшие выходные уже показали уровень накала мусорного вопроса — во Всеволожском и Гатчинском районах полыхали нелегальные свалки. Они загорелись из-за пала травы и подняли черные столбы дыма, которые, в отличие от свалок, при всем желании не заметить было нельзя.
Экологическая лаборатория общественного контроля во время своих рейдов находит все новые залежи мусора. Жители области засыпают жалобами портал «Народная экспертиза».
«Свалка мусора в деревне Коккорево (Всеволожский район) около остановки общественного транспорта напротив дома 24. Уже несколько недель данная свалка мусора никем не убирается и не вывозится. Крысы, жуткий запах и антисанитария и все это рядом с остановкой общественного транспорта», «Свалка на территории Всеволожского района п. Бугры. За забором видны кучи мусора , ранее была зелёная зона», — подробные сигналы с фотографиями публикуются в геоинформационной системе «Народная экспертиза», который находится под контролем Общественной палаты Ленинградской области.
Ответы на жалобы поразительно похожи: «В ходе осмотра территории выявлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления. Собственника отходов, а также лицо, сбросившее отходы, установить не представляется возможным ввиду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность отходов к конкретному лицу». Но Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области, отвечающий за нелегальные свалки, всегда обещает наказать виновных.
Есть в сети еще один портал этого комитета. Он называется «Карта экологических объектов Ленинградской области». Но, судя по датам на карте, портал давно забросили, на карте — всего пять точек с нелегальными свалками. А ведь создавался сервис по инициативе Александра Дрозденко «для взаимодействия граждан с органами власти в борьбе с несанкционированными свалками».
Скриншот сайта
Второй фронт — борцы против существующих полигонов. Паблик противников расширения полигона ТБО в Северной Самарке пестрит ссылками на «коллег» из Подмосковья. В области тоже готовы бастовать, но, по последним данным, активистам не согласовали автопробег против свалки.
Зато в сети уже гуляет петиция «Требуем отменить строительство второй очереди полигона ТБО «Северная Самарка» рядом с жилой застройкой!» В неофициальных беседах чиновники областной администрации отмечают, что протестующие знали, где будут жить — СНТ выросли у действующего полигона. Но у жильцов соседних садоводств другое мнение — они боятся проекта второй очереди полигона.
«Согласно действующим нормативам, расстояние до мест жилой застройки от полигона не должно превышать 500 м. Однако, проектируемый объект будет находиться в 180 м от жилой застройки», — негодуют авторы петиции.
Сейчас по настоянию природоохранной прокуратуры полигон ТБО «Северная Самарка» должен вынести на общественную экспертизу проект реконструкции. Требование активистов — вовсе закрыть и рекультивировать свалку.
Скриншот группы
Жесткую позицию по свалкам занимает и Минприроды. Ради наказания за нелегальные свалки готовы даже переписать Кодекс об административных правонарушениях.
«Лица, в результате действий которых возникают незаконные свалки, должны понести существенное наказание. Для этого подготовлен законопроект, предусматривающий изменения в КоАП. Мы рассчитываем на поддержку наших коллег из профильных Комитетов для его принятия в этом году», — отмечал в конце марта глава Минприроды Сергей Донской.
Тогда же он упоминал Ленобласть в свете работы над опасными свалками. Донской заявил о планах по ликвидации и рекультивации полигона «Красный Бор» к 2024 году. Чувствуя тренд, губернатор Ленобласти выступил с инициативой создания «мусорного кодекса». Об этом Дрозденко заявил в феврале на встрече с депутатами ЗакСа.
«Нам необходимо срочно принять закон об обороте отходов или даже «мусорный кодекс», чтобы гарантировать прозрачность на этом рынке и обеспечить чистоту на территории Ленинградской области», — подчеркивал Александр Дрозденко.
Но пока законодатели сочиняют новые мусорные правила, а губернатор — плодит новые идеи, в Ленобласти нарастает недовольство состоянием дел со свалками. А каким может быть народный гнев, уже показали в Волоколамске и показывают сейчас в Коломне и Серпухове.