Лет двадцать назад в Петербург вместе с пластиковыми окнами пришли крашенные суриком железные двери. Выглядя чужеродными на исторических фасадах, они вызывают негодование со стороны горожан. Неравнодушные пытаются вернуть парадный вид домам, но локальные инициативы пока до городского масштаба не доросли.

Архитекторы и градозащитники на двери кирпичного цвета с неодобрением смотрели всегда. Но по-настоящему внимание на проблему в городе обратили летом прошлого года, когда блогер-урбанист Илья Варламов посвятил пост «главному позору Петербурга» — дверям. 

«Это величайшее преступление. Это надругательство над историей и архитектурой»,

— комментировал Варламов.

С ним тогда согласился ряд градозащитников и чиновников. Они же признали, что решить проблему практически невозможно. Во сколько городу обойдется замена всех дверей на исторические, представить сложно. За изготовление одной компании в среднем запрашивают от 25 до 50 тыс. рублей, в зависимости от материала и размеров. Собственные деньги петербуржцы в большинстве своем отдавать тоже не готовы. 

Примерно в это же время инициативные горожане стали предлагать свои решения и пытаться своими силами улучшить дверной облик. 

Художник Мария Иванова и её муж-архитектор летом прошлого года затеяли, пусть и немного спорную, но дешевую альтернативу замене дверей. На крепкой пленке они печатали изображения исторических дверей и заклеивали ими ржавый метал.

Дверь слева обклеена пленкой. Фото: Мария Иванова

«Ситуация в Петербурге совершенно безобразная. И, поскольку все нищие, как церковные мыши, мы хотели малыми деньгами украсить наш город. Конечно, это не вечное изменение, но на несколько лет этого хватает. Выглядят двери прилично, пережили лето и зиму»,

— рассказывает Мария.

У городской администрации инициатива поддержки не нашла. Сейчас заказов нет, но Мария и её муж продолжают верить в то, что отклик их идея найдет. К бизнесу проект никогда не имел отношения, он скорее демонстрировал, что помимо замены дверей есть другие варианты. Гораздо более бюджетные.

Компании-производители исторических дверей тем временем ситуацию на рынке оценивают оптимистично и на недостаток спроса не жалуются.

«Мы живем в таком красивом историческом городе, конечно, наши услуги востребованы. Интересуются как музеи и госучреждения, так и обычные жители. И, как и в любой сфере, у нас есть конкуренция»,

— говорят в Центре изделий повышенной сложности.

У исторических зданий и культурных центров свой архитектурный стиль, который важно не нарушить при выполнении реставрационных работ, подчеркнули в Центре. За соблюдением технических требований и норм следит Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

Другая забота местных властей — не допустить ухудшения облика исторического квартала. Однако уследить за каждым домом КГИОПу бывает не по силам. Установка дверей в исторических зданиях требует согласования, занимаются этим управляющие компании. К сожалению, нарушений в этой области не мало, и самовольно установленных несогласованных дверей в Петербурге хватает.

Стоит отметить, что не так давно депутаты Заксобрания предложили увеличить штрафы за установку дверей и окон, не соответствующих единому стилю здания в районах исторических зданий. Для должностных лиц сумма штрафа составит от 10 до 20 тыс. Для компаний — от 100 до 200 тыс.