В международном рейтинговом агентстве Moody’s Investors Service проанализировали влияние ЧМ-2018 на экономику России. Эффект от мундиаля будет непродолжительным. В плюсе, как ни странно, «Ашан» и застройщики.
Весомый вклад в российскую экономику грядущий Чемпионат не принесет, считают аналитики. Несмотря на приток туристов, ожидать значительных улучшений не стоит. Эффект будет даже меньшим, чем от Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.
«Игры продлятся всего месяц, и связанный с ними положительный экономический эффект будет невыразительным на фоне общего размера российской экономики, оценивающейся в 1,3 триллиона долларов»
— комментирует старший вице-президент агентства Moody’s Кристин Линдоу.
Регионы значительных экономических улучшений не почувствуют. Однако, они извлекут выгоду из развития инфраструктуры. Речь идет о новых стадионах, дорогах и общественном транспорте. Построенные к ЧМ-2018 объекты позволят получить дополнительные налоговые доходы и снизить будущие капитальные расходы, уверены в агентстве.
Инвестиции в Петербурге в 2018 году в связи с проведением ЧМ-2018 превысят 4,5% от их годового объема. В выигрыше окажется Мордовия, где инвестиции вырастут на 9,5%. В Ростовской области — на 5,8%, Калининградской области — 5,4%, Москве — 3,8%, Самарской области — 3,9%, Нижегородской области 2,7%, Свердловской области — 1,9%. Менее всего мундиаль повлияет на Татарстан и Краснодарский край. Там показатели близки к нулю.
Увеличение выручки ждет транспортные компании, гостиницы и продуктовые ретейлеры. Чемпионат привлечет потоки иностранных туристов, а местные потребители будут готовы тратить больше обычного. Для большинства компаний эффект будет одноразовым и существенно не повлияет на их фундаментальные показатели или кредитоспособность.
Несмотря на это, турнир обеспечит продуктовые ретейлеры столь необходимым ростом продаж. Квартальные показатели для многих компаний розничной торговли долгое время оставались на одном уровне или снижались. В магазинах увеличится как трафик, так и средняя выручка.
Наибольшими бенифициарами среди продуктовых ретейлеров России станут «Ашан» и «О’кей», точки которых сосредоточены в городах, принимающих матчи. Неплохие доходы ожидают «Дикси». Для «Магнита» и сетей «X5 Retail Group» выгода будет наименее ощутима из-за их широкого географического распространения, отмечается в отчете (есть в распоряжении «Мойки78»).
Гостиничный бизнес также получит значительный приток иностранных и российских туристов. Этот эффект может продлиться до 2019 года, если лояльность туристов к городам-участникам после Чемпионата вырастет. В частности, речь идет о Москве и Петербурге.
В список основных бенефициаров также входят московские аэропорты, телекоммуникационная компания «Мегафон» и строительные компании.
Значительной прибыли не стоит ждать банковскому сектору. По оценкам аналитиков Moody’s, дополнительный доход вряд ли превысит 1% от общей прибыли банков в 2018 году. Негативных последствий для банков также не прогнозируется.
Чемпионат мира по футболу пройдет с 14 июня по 15 июля в одиннадцати городах России. Петербург примет 7 матчей.