Ограничения в использовании гаджетов могут навредить детям в будущем. Они особенно опасны, если запрет на айфоны, смартфоны и планшеты вводится для улучшения школьной успеваемости.
Как обнаружили ученые, дети, ограниченные в гаджетах во время учебы в школе, при получении высшего образования отстают от сверстников в учебе.
Исследователи уже немало времени потратили на выяснение влияния современных технологий и компьютеров, смартфонов, телевизоров и других электронных устройств на развитие детей. Например, существуют вполне обоснованные опасения, что их постоянная доступность может нанести вред коммуникативным навыкам и познавательной способности, особенно у подростков.
На этом фоне не редки адресованные родителям рекомендации: установить ограничения по времени пользования гаджетами и разработать четкие правила взаимодействия с ними. Однако все оказалось не столь однозначно.
Ученые из Университета Цюриха изучили влияние родительских запретов во время учебы в школе на успеваемость при получении высшего образования. Они опросили более 1100 первокурсников американских университетов.
У студентов выявляли ретроспективное восприятие ограничений на использование гаджетов, с которыми они сталкивались в детстве. Оказалось, что учащиеся, родители которых установили четкие правила использования технологий, не превзошли своих коллег по успеваемости.
Более того, если запреты устанавливались с целью освободить время для подготовки домашних заданий, студенты учились хуже сверстников.
«Родители обычно устанавливают эти правила, чтобы продвигать схоластическое развитие своих детей и следить за тем, чтобы они оставляли достаточно времени на школьные задания. Но это, очевидно, также может иметь неприятные последствия»,
— сообщили исследователи порталу EurekAlert.
Картина выглядит по-другому, когда родители вводят запреты, ссылаясь на отсутствие физических упражнений или чрезмерное перенапряжение глаз. Студенты с «медицинскими запретами» показали сравнительно хорошую успеваемость в колледже. Исследователи предположили, что родители, которые беспокоятся о здоровье детей, не просто регулируют использование технологий, но и одновременно поощряют участие в разных развивающих видах деятельности.
Также выяснилось, что запреты для девочек часто объясняются соображениям безопасности или конфиденциальности личных данных. Для мальчиков обычно используются аргументы «трата времени» и «вредно для здоровья».
«Причины, изложенные для навязывания правил, могут, в свою очередь, оказывать влияние на успех в более позднем возрасте», — отмечают ученые и добавляют, что некоторые игры, к примеру, могут помочь в развитии стратегического мышления и аналитических навыков.