Рекламные листовки и одноразовые газеты тоннами летят в урны. Между тем, по данным Фонда Дикой природы (WWF), чтобы получить 58,5 кг бумаги необходимо вырубить 5 деревьев. Обеспокоенные экологи предлагают упразднять ненужные газеты и сократить тиражи.
В среднем для печати тысячи экземпляров газет требуется вырубить одно дерево. По грубым подсчетам на издание одного выпуска газеты «Metro» уходит 270 деревьев, газеты «Петербургский дневник» — 150 деревьев, газеты «Работа от А до Я» — 120 деревьев. Нужны ли они в таких количествах, вопрос спорный.
Снижение интереса платежеспособного населения к печатной прессе не заметить невозможно. «Магнит» не так давно объявил о намерениях сократить секции газет и журналов в регионах, сообщает «Ъ». Под нож попали стойки для прессы в Астрахани, Волгограде, Челябинске и других регионах. Продажа газет и журналов, как пояснили в ритейлере, была невыгодна для торговой сети.
Культура печатной продукции, как ранее отметил главный редактор газеты «Районы. Кварталы» Михаил Иванов, уходит. Закрываются ларьки, киоски и целые редакции. Этой весной прекратила существование бумажная версия газеты «Мой район». Грустные для медиарынка события стали сигналом для экологов: печатная пресса теряет спрос, а значит её выпуск не более, чем трата ресурсов.
Экологи предлагают ввести практику адресного распространения. В век интернета, когда большинство предпочитают узнавать новости с экранов гаджетов, а не на следующий день в газете, главной аудиторией печатной прессы становятся пенсионеры.
«Оптимизация никому не помешала бы, должно быть рациональное отношение»,
— комментирует автор проекта «Деревья Петербурга» Мария Тиника.
Темы, освещаемые в газетах, как отмечает Тиника, должны быть полезными для пенсионеров, нести социальную важность и информировать о событиях, произошедших в районе.
Критичность ситуации усугубляет тот факт, что в Петербурге среди читателей печатной прессы экологически сознательных немного. Перерабатывать бумагу возможно до шести раз, но, как рассказали в движении «РазДельный сбор», газеты на акции по сбору вторсырья почти не приносят. В итоге все они ежедневно пополняют собой мусорные горы.
Бесплатная газета в Петербургском метрополитене. Фото: Мойка78
«Мы бездумно потребляем. Тот спам, который попадает в почтовые ящики, и издания очевидно рекламного характера, совершенно не нужны. На них тратится большой количество ресурсов. К сожалению, в России нет практики отказа от рекламы, как в странах Европы. На Западе газеты, что раздают в метро, почти на каждой станции забирают для переработки»,
— говорит председатель движения «РазДельный сбор» Татьяна Нагорская.
Представители СМИ инициативу восприняли неоднозначно. Как считает заведующий кафедрой новых медиа и теорий коммуникации факультета журналистики МГУ им М. В. Ломоносова, президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский, газеты нужны, потому что без них сложнее привлечь внимание к общественно значимым проблемам, в том числе к экологии. Без газет не возникло бы пространство для дебатов, которое принято называть «публичной сферой», людям было бы гораздо сложнее узнавать новости и обмениваться идеями.
«Правда, в последнее время власти в разных городах издают слишком много бесплатных газет, которые никто не читает: они идут сразу в помойку. Если экологи говорят о них, они правы»,
— отметил Засурский в разговоре с «Мойкой78».
Журналистка Александра Гармажапова склонна верить, что к «электронке» в конечном итоге придут все, но не сегодня. Блогер Николай Камнев от резких заявлений воздержался.
Главный редактор «Новой газеты в Петербурге» Диана Качалова, напротив, выразила радикальную позицию.
«Надо еще сократить выпуск туалетной бумаги. Она тоже одноразовая»,
— прокомментировала Качалова.