Собаки умнее кошек, а травоядные не глупее хищников. При этом размер хищников большого значения для ума не имеет. К такому выводу пришли ученые из Университета Вандербильта (США).

Исследователи сосчитали число нейронов у восьми видов плотоядных, в том числе у собак и кошек, и попытались установить связь числа нейронов с размерами мозга.

Выяснилось, что у собак в среднем около 530 миллионов нейронов, которые определяют поведение, а у кошек их почти в два раза меньше. Всего 250 миллионов.

По мнению исследователей, именно число нейронов в коре головного мозга говорит об уме животного. Чем больше таких клеток-рецепторов, тем более разнообразные и сложные действия может выполнять животное. Исследователи проанализировали мозг одного или двух экземпляров каждого из восьми видов плотоядных: хорька, мангуста, енота, кошки, собаки, гиены, льва и бурого медведя.

Они ждали, что результат подтвердит гипотезу  о  превосходстве хищников над плотоядными по числу нейронов. Но выяснилось, что отношение числа нейронов к размеру мозга у мелких и средних плотоядных примерно такое же, как и у травоядных. Иначе говоря, способность жертвы избежать встречи с хищником требует не меньше умственных усилий, чем охота.

Неожиданно выяснилось, что размер как хищника, так и его мозга не связан напрямую с числом нейронов.  В частности, золотистый ретивер обходит гиену, льва или бурого медведя по их числу, несмотря на то, что их мозг больше собачьего.

Наиболее наглядный пример  — медведь. Его мозг в 10 раз больше, чем у кошки, но имеет примерно такое же количество нейронов. Учены считают, что причина  — в законе сохранения энергии.

Охота — процесс энерго-затратный и мало предсказуемый. Что касается энергии, то мозг нуждается в ней постоянно. Как следствие, объем пищи, которую крупные хищники могут добыть, а также  нерегулярный характер питания, по-видимому, ограничивает развитие мозга.

Результаты исследования также бросают вызов преобладающему мнению о том, что домашние животные имеют меньший мозг, чем их дикие родственники. Соотношения размера мозга с массой тела домашних животных: хорьков, кошек и собак — и у диких:  мангустов, енотов, гиен, львов и бурых медведей  — существенно не отличались.

При этом  самым интересным животным оказался енот. Он имеет такое же количество корковых нейронов, что и собака, но размер его мозга такой же как у кошки. «У них довольно небольшой мозг, но у них столько нейронов, сколько вы ожидаете найти в примате», — отметили исследователи.

Полностью исследование опубликовано в журнале журнал «Границы в нейроанатомии» (Frontiers in Neuroanatomy).