Стадион "Санкт-Петербург" после завершения ЧМ-2018 сменит название и начнет зарабатывать деньги. "Зенит Арена" обошлась бюджету в сумму около 48 млрд рублей и передана клубу за символическую плату в 1 рубль. 

Но "Зенит", получая стадион на 49 лет, обязался модернизировать его и обеспечивать техническое обслуживание. На эти цели в ближайшие пять лет клуб инвестирует полмиллиарда рублей. Плюс средства на содержание сложнейшего сооружения. На чем же будет зарабатывать "Зенит Арена", чтобы не стать убыточным долгостроем.

Первый и очевидный способ заработка - футбольные матчи. Вместимость трибун - 64 тыс. мест вместе со временными конструкциями, установленными к ЧМ-2018, а игры "Зенита" - всегда одни из самых посещаемых в РФПЛ. Плюс продажа абонементов, самый дешевый из которых - на места за воротами - на сезон стоит от 7 тыс. рублей, а самый дорогой - в бизнес-клуб - от 124 тыс. рублей.

Серьезная статья доходов - стандартные и премиальные VIP-ложи. Цены на абонементы в них стоят от полумиллиона до почти миллиона рублей. К этой же статье доходов стоит отнести абонемент на паркинг. В этом году он единый и стоит 50 тыс. на сезон за одно машиноместо.


Инфографика "Мойка 78"

Второй источник дохода для стадиона - еда и напитки. Так, клиентов тех же VIP-лож угощают блюдами от "Шаляпина" и "Buddha Bar". Арендная плата, которую будут вносить кафе и рестораны, работающие на территории стадиона - тоже весомый вклад в доходы арены. Сейчас на стадионе "Санкт-Петербург" расположены 39 точек общественного питания. И это явно не предел, так как на стадионе "Петровский" действовали более 70 таких точек. 

Уже во время строительства арены, которое продлилось 10 лет, озвучивались планы, что стадион будет многофункциональным и не замкнется только на проведении футбольных матчей. Выкатное поле и раздвижная крыша позволят проводить на "Зенит Арене" концерты мировых звезд. 

Первым сольник на стадионе даст группировка "Ленинград". Билеты на концерт, который состоится 19 ноября, расхватывают как горячие пирожки. И это при том, что самый дешевый стоит от 1,5 тыс. рублей. Билетов этой ценовой категории осталось всего 189. Кстати, ровно столько же свободных билетов осталось в секторы 107 и 108 - в VIP Gold зону. Попасть туда стоит 20 тыс. рублей. Мест в фан-зону нет вообще. 

И это только "Ленинград". Приезд исполнителя мирового масштаба точно за несколько месяцев заранее заполнит все места на стадионе. Для таких масштабных концертов 64 тыс. мест превратятся и в 70, и в 80 тыс. с учетом пространства поля, где разместят танцпол и фан-зону. С учетом этих возможностей стадион "Санкт-Петербург" сможет принимать цирковые шоу.


Фото: Baltphoto/ Андрей Пронин

Фасады стадиона "Санкт-Петербург" уже задействовали для проведения Фестиваля света, массовые городские мероприятия вполне могут переехать из исторического центра в комфортные условия стадиона, который осенью и зимой защитит участников крышей, а также обеспечит зрителей туалетами и возможностью перекусить на месте.

На стадион могут переехать и масштабные городские выставки, особенно с учетом перспектив редевелопмента "ЛенЭкспо" и удаленности того же Экспофорума. Например, домашний стадион голландского "Аякса" "Амстердам Арена" с 1996 года зарабатывает проведением выставок и автосалонов. 

Кстати, та же "Амстердам-арена" показала и пример еще одного варианта использования - в 2002 году на нем праздновали свадьбу кронпринца Виллема-Александра и принцессы Максимы. А арена Das Dunas, возведенная в Бразилии к ЧМ, после мундиаля стала местом размещения технопарка Microsoft.

Кстати, один из самых популярных вариантов монетизации стадион "Санкт-Петербург" так и не использовал - речь идет о продаже названия. Так, стадион московского "Спартака" "Открытие-арена" заработал более 1 млрд 200 млн рублей на продаже названия банку "Открытие". Продажа нейминга давно и успешно работает в Европе. Например, стадион лондонского "Арсенала" с 2006 года называется Emirates Stadium - в честь спонсора клуба авиакомпании Emirates Airline. Контракт на продажу названия стоил 100 млн евро.