Президент DIY-ассоциации и управляющий партнер ГК «220 Вольт» Алексей Фёдоров:

Чемпионат мира по футболу привлёк более 700 тыс. туристов в 11 городах России, и это, очевидно, не могло не повлиять на изменение потребительского спроса, маркетинговых и pr-стратегий, на продвижение ряда категорий товаров и услуг. Общее число гостей только Москвы составило более 3 млн человек, что на 60% превысило аналогичный период прошлого года, в Петербурге мы видели такую же ситуацию. 

Банки уже обнародовали статистику трат болельщиков, и в топе оказались расходы на транспорт, питание, размещение в гостиницах и сувениры. Аналитики отмечали увеличение количества покупателей в стационарных торговых точках, находящихся в непосредственной близости к стадионам, аж на 60%. 

Уже задолго до мероприятия появились промо-ролики от различных компаний, а спортивная тематика прослеживалась в наружной рекламе. В медиапространстве мы наблюдали активности не только официальных партнеров ФИФА, но и тех, кто не мог даже намекать на свою причастность к чемпионату. Практически абсолютное большинство компаний не остались в стороне, запустили масштабные спецпроекты, ролики, флэшмобы в соцсетях, интегрированные тотализаторы, розыгрыши призов, выпуск брендированной продукции и пр. Многие международные бренды предприняли шаги в сторону аутентичности. Элементы мимикрии мы замечали в слоганах в кириллистической транслитерации и использовании традиционных символов России.

Для всей «торговли» основными потребителями на пару месяцев стали болельщики, поэтому привлечь их стало стратегической задачей.

Как следствие, в социальных сетях с хэштегом #чм2018 можно найти миллионы рекламных постов, которые не имеют вообще никакого отношения ни мундиалю, ни к футболу.

Такие мощные инфоповоды, безусловно, можно и нужно использовать в маркетинге. И неважно, крупная у вас компания или нишевый авторский магазин, можете вы себе позволить спонсорский пакет или нет. 

Но важно отметить, что, если у вас  не было спонсорского пакета ФИФА, то использование официальной символики, шрифтов и логотипов ЧМ-2018 строго отслеживалось. Огромное количество компаний получили претензии от ФИФА. Под запрет попало даже словосочетание “Russia 2018”.

Среди открытий — неожиданно большой и популярный рынок спортивных тотализаторов. Как оказалось, несмотря на финансовое положение, граждане готовы тратить денежные средства на ставки. В то же время бросалось в глаза перенасыщение логотипами компаний непосредственного оформления мест проведения матчей.

Если говорить о секторах бизнеса, которые выиграли или проиграли, то, скорее, все отметили смещение графика активности. То есть те, у кого продажи взлетели в период проведения чемпионата, потом почувствовали резкий спад, и наоборот.

Статистика продаж потребительских товаров выросла на 15-20%, в основном за счет продуктов питания, напитков и сувениров. Такую тенденцию мы видели во время всех больших международных мероприятий, когда в локацию перемещается большой поток туристов. На фоне очевидного роста в офлайн-продажах количество покупок в интернет-магазинах снизилось. Это происходило в основном из-за пристального внимания к мероприятию и желания граждан проводить время вне дома. На рынке DIY сложилась очень интересная ситуация. Покупка товаров для дачи и ремонта не является срочной, как правило, её можно сместить на определённое время. То есть спад на 20-25% в период проведения ЧМФ сформировал отложенный спрос, который мы увидели в зеркальном отражении в конце июля-в августе. Поэтому квартальные цифры по DIY-сектору будут сопоставимы с подобным периодом прошлого года.

Ещё мы отметили какой-то просто уникальный всплеск продаж ультразвуковой техники для отпугивания грызунов. И мы не знаем, связано ли это с мундиалем, но, вполне возможно, что даже мелкие грызуны хотели быть причастными к такому действительно всенародному спортивному празднику.