Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин:

В нашем старом кино можно выделить условный момент, когда советская культура рухнула, и ей на смену стала приходить культура западная. Произошло это за 15 лет до начала перестройки – в 1970 г., когда появился фильм «Белое солнце пустыни». Несмотря на сюжет, построенный на борьбе с басмачами, Владимир Мотыль снял абсолютно не идеологизированный фильм. Фактически он сделал на нашем материале американский вестерн. Или истерн… с учетом того, что события происходят на Востоке. Конечно, попытки вестернизировать советскую культуру предпринимались и раньше, но никогда они еще не были столь успешны. И никогда еще не было столь очевидно, как после «Белого солнца…», что наш зритель уже вестернизировался и ждет от кино именно продуктов западной культуры, а не коммунистической пропаганды и даже (увы) не великой русской духовности.

«Белое солнце…» на меня никак не повлияло и душу мне не перепахало. Но знаю я его наизусть. И пересматривать могу бесконечно. Как, наверное, большинство людей моего поколения. Поскольку фильм отразил назревший к тому времени (и даже перезревший) запрос на качественный отдых, позволяющий расслабиться и сопереживать героям, а не проникаться после трудного рабочего дня высокой пролетарской духовностью с коммунистическим приветом.

После «Белого солнца…» в нашем кино были разные фильмы. Были и дешевая коммунистическая пропаганда, и искусство, берущее за душу. Но с 1970 г. всем стало ясно, что для того, чтобы фильм был по-настоящему массовым и кассовым, он должен строиться по западным стандартам. Примерно тогда же стало ясно, что советский человек хочет по западным стандартам одеваться и обставлять дом, что он хочет ездить отдыхать на Запад, да и вообще по-западному ездить (на иномарках). До перехода к рынку оставалось еще более 20 лет, но внимательному наблюдателю стало ясно, что советский строй – уже не жилец, что рано или поздно он уйдет под давлением тех потребительских настроений, которые интенсивно формировались в новых поколениях.

Практически все современное российское коммерческое кино проистекает из «Белого солнца пустыни». Правда, есть одно «но». Несмотря на массовость и кассовость в тот фильм были заложены ирония и душевность, делающие его абсолютно неповторимым. Таким, как все… и совершенно не таким. И сценарий был чуть-чуть не такой, как в классических вестернах… И игра актеров чуть-чуть не такая… И главное – в нем была песня Булата Окуджавы, которая, как ни странно, делает «Белое солнце…» абсолютно русским.