Эпопея с аэроэкспрессом подходит к логическому завершению. Проект, успевший за восемь лет набить оскомину, наконец-то приобрел четкие очертания. Городские власти объявили конкурс на строительство. При этом действительно ли аэроэкспресс — лучший способ добраться до Пулково, вызывает сомнения.

О том, что Смольный ищет подрядчика, который будет проектировать и строить новую железнодорожную ветку в аэропорт Пулково, сообщили в Комитете по инвестициям. Подача заявок продлится до 10 октября. Победителя конкурса объявят 12 марта 2019 года.

Подрядчику предстоит построить двухпутную электрифицированную железнодорожную линию, которая соединится с Витебской железной дорогой в районе станции Шушары. Помимо этого проект подразумевает строительство конечной станции Пулково и вокзального комплекса, примыкающего к действующему аэровокзалу. Электропоезда планируется запустить по маршруту «Витебский вокзал» – аэропорт Пулково. 

Ожидается, что строительство завершиться к 2029 году. Стоимость проекта ориентировочно составит 18,9 млрд рублей. Планируемый объём частных инвестиций —  не менее 8,8 млрд. Окупиться проект, по подсчетам городских властей, должен через 9 лет.

Впрочем, как все будет на самом деле, пока не ясно. Опыт других регионов говорит о том, что маршруты «Аэроэкспресса» окупаются далеко не всегда. За последние несколько лет прекратили существования маршруты в Сочи, Казани и Владивостоке. Ни один из них не оправдал финансовых вложений. Трудности испытывает даже аэроэкспресс, обслуживающий московский аэропорт «Внуково». Составы оттуда нередко уходят полупустыми.   

Подобная перспектива нависла и над Пулково. Расстояние между городом и аэропортом относительно небольшое. Доехать до него возможно примерно за час. Аэроэкспресс позволит сократить это время до 30 минут, что в сущности большой роли не играет. В том, что весомых причин пересаживаться на электропоезд у пассажиров нет, согласны даже таксисты. Лишь 23% из них считают, что аэроэкспресс уменьшит количество заказов между аэропортом Пулково и городом. 

Избежать подобного сценария власти, похоже, пытаются путем сокращения маршрутов. По крайней мере так считает депутат Алексей Ковалев. В отмене маршрутки К 39 парламентарий разглядел попытки продвинуть аэроэкспресс. 

«Если сейчас для перевозки всего пассажиропотока Пулково хватает двух автобусов — 39 и 39Э, то тем более безумной кажется мысль о пользе аэроэкспресса. Пассажиров не наберется и на один вагон»,  — высказался Ковалев.

В своем мнении он не одинок. В качестве альтернативы петербургские депутаты предлагали провести метро. Например, продлить Кировско-Выборгскую линию от станции «Проспект Ветеранов» или протянуть синюю ветку от метро «Звездная» до Пулково. Для горожан этот вариант обошелся бы в несколько раз дешевле. Цена билета на аэроэкспресс составит 250-350 рублей. Стоимость жетона на метро — 45 рублей.  

Заигрывать с аэроэкспрессом в Петербурге начали еще в 2010 году. За это время власти не раз успели «переобуться». Проект то называли приоритетным, то откладывали в долгий ящик. Неоднократно менялись сроки, маршруты и предполагаемый объем инвестиций.

Инфографика, «Мойка78»

Всерьез о запуске аэроэкспресса между одним из вокзалов и аэропоротом Пулково заговорили в 2012 году. Проект был представлен Владимиром Якуниным, на тот момент возглавлявшим РЖД. Изначально его реализация планировалась за счет инвестора. Позднее РЖД предложили петербургскому правительству софинансирование. Проект какое-то время пролежал на полке, а затем был заморожен как дорогостоящий. В целесообразности проекта сомневался только вступивший на пост губернатора Петербурга Георгий Полтавченко. 

Пыль с проекта стряхнули уже в начале 2013 года. В «РЖД» выразили готовность выделить деньги на реализацию «Аэроэкспресса» в рамках подготовки к ЧМ-2018. В Смольном предложение отвергли. Куда большей благосклонностью местных властей пользовалась идея о соединении аэропорта с городом линией легкорельсового трамвая.

Приоритеты Смольного вновь изменились в середине 2014 года. В одном из интервью Георгий Полтавченко отметил, что из всех существующих проектов соединения города и аэропорта аэроэкспресс — самый реальный. Приступить к реализации планировали уже в 2015 году, чтобы закончить строительство к мундиалю. Однако запрыгивать в этот поезд было уже поздно. Включить аэроэкспресс в федеральную программу подготовки к ЧМ-2018 попросту не успели. Минтранс выделять деньги отказался. 

Смольный предпринял еще несколько попыток добиться финансирования из федерального бюджета. Осенью 2015-го их просьбы были услышаны. Минфин согласился предоставить Петербургу бюджетный кредит в размере 10 млрд рублей. И когда деньги были получены, городские власти внезапно вновь решили отложить запуск аэроэкспресса до лучших времен. Полтавченко перемену объяснил снижением пассажиропотока. И подкрепил высказывание старым-добрым «нецелесообразно». 

Проект вновь убрали из приоритетных, но совсем отказываться от него не спешили. Аэроэкспресс периодически мимоходом упоминался местными чиновниками. Всерьез его возрождением занялись весной 2017 года. Реализацию аэроэкспресса внесли в генплан. А вице-губернатор Игорь Албин уточнил, что строительство, вероятнее всего, начнется в июле 2018 года после чемпионата мира по футболу.

Год спустя в рамках Петербургского международного экономического форума губернатор Петербурга Георгий Полтавченко и исполнительный директор ООО «Аэроэкспресс» Валерий Федоров подписали Соглашение о намерениях относительно создания линии аэроэкспресса от Витебского вокзала до Пулково. Впрочем, к этому моменту веры в проект у петербуржцев почти не осталось. Сейчас, несмотря на оптимистичные заявления Смольного касательно будущего аэроэкспресса, горожане смысла в проекте не видят. Одним куда более уместным кажется развитие метрополитена. Другие вовсе считают, что и сейчас никаких проблем с тем, чтобы добраться до аэропорта, нет.

Отметим, что компания «Аэроэкспресс» основана в 2005 году. Крупнейший пакет акций принадлежит ООО «Дельта-Транс-Инвест», входящему в эстонскую «Трансгрупп АС». Четверть акций в собственности у РЖД. Остальные доли делят между собой бизнесмены Искандер Махмудов, Андрей Бокарев и генеральный директор «Аэроэкспресса» Алексей Криворучко.