Советник генерального директора НПФ Сбербанка Тамара Задорожная:
После проверки ряда ряда негосударственных пенсионных фондов (НПФ) Счетная палата Российской Федерации направила в правительство страны предложение изменить систему информирования о пенсионных накоплениях. Сегодня эта информация предоставляется в самом общем виде и не детализирована.
Безусловно, застрахованные лица должны получать максимально детализированную информацию о своих пенсионных накоплениях, в том числе о сумме инвестиционного дохода. Мы ожидаем, что граждане будут более осознанно подходить к вопросу выбора пенсионного фонда, которому они хотят доверить свое будущее благополучие. Многие принимают решение о смене страховщика, основываясь на результатах доходности последнего года, а между тем при выборе негосударственного пенсионного фонда разумнее оценивать эффективность инвестиционной деятельности на длительном периоде.
Например, накопленная доходность НПФ Сбербанка с 2009 по 2017 гг. составила 115,7%, что на 22,2 процентных пункта превышает накопленную инфляцию за эти годы (93,5%).
Граждане могут получить сведения о размере своих пенсионных накоплений в личном кабинете ПФР или НПФ, в котором формируется их накопительная пенсия. Впрочем, пока еще не все фонды предоставляют детализированную информацию. Чаще всего нет данных об инвестиционном доходе и размере гарантируемых средств пенсионных накоплений.
НПФ Сбербанка, например, предоставляет полную информацию о пенсионных накоплениях и инвестиционном доходе в личном кабинете клиента, в том числе и данные о расчетной сумме возможной потери инвестиционного дохода при смене фонда. Такой формат информирования функционирует уже более трех лет, с того времени как начались первые массовые переводы. На стадии заключения договора НПФ Сбербанка также уведомляет своих клиентов о возможной потере инвестиционного дохода, используя для этого анкету к договору, которую клиент подписывает в качестве ознакомления с условиями досрочного перехода и возможной потери инвестиционного дохода.
Проблема в том, что граждане могут менять страховщика по обязательному пенсионному страхованию без потерь не чаще, чем раз в 5 лет, и многие об этом не знают. Получается, что люди, которые сейчас меняют фонд, могут потерять в некоторых случаях весьма значительные суммы.
Основная трудность для НПФ в системе информирования состоит в том, что новый фонд не обязан сообщать клиенту, что тот может потерять инвестиционный доход при досрочном переводе, а предыдущий фонд не имеет возможности узнать, что от него уходит клиент, так как данные по вступившим в силу договорам передаются из ПФР в НПФ в марте следующего года. То есть клиент, заключив договор ОПС с новым страховщиком, может не получить полной информации и, согласившись, подписать его.
Закон, вступающий в силу в январе 2019 года, предусматривает такой порядок подачи заявлений на перевод пенсионных накоплений: это можно сделать лично (или через представителя по доверенности), обратившись в НПФ или ПФР, либо через портал госуслуг. При подаче через госуслуги заявление также будет направлено в ПФР, который в течение одного рабочего дня отправляет копию заявления предыдущему страховщику клиента и новому страховщику. Такая процедура позволит фонду, из которого человек уходит, донести до своего клиента информацию обо всех рисках досрочного перехода.


