Ученые обнаружили в Египте самый древний  твердый сыр в мире. И он, похоже, «проклят» или, как минимум, заражен бруцеллезом.

Проклятый сыр был обнаружен внутри древней  гробницы в Саккаре (Египет), построенной в 13 веке до нашей эры. Иначе говоря,  возраст захоронения вместе с сыром внутри — около 3300 лет. В гробнице был захоронен Птахмес, правительственный чиновник, который отвечал за древний город Мемфис и служил во время правления фараонов Сети I и Рамсеса II.

Исследователи из Университета Катании (Италия) и Каирского университета в Египте нашли сыр во время раскопок. В одном из разбитых сосудов находился непонятный белый порошок.  Рядом лежал кусок полотна, который, вероятно, служил упаковкой.  Поэтом ученые предположили, что три с половиной тысячи лет назад еда была твердой.

Исследователи провели анализ порошка в химической лаборатории.  Они обнаружили белки, встречающиеся в молоке у коров и коз. Два из этих белков поступают только от коров. Исследователи считают, что «сырный продукт» был изготовлен из смеси коровьего молока и молока либо овец, либо коз.

Однако сыр оказался с опасной начинкой. Согласно анализу, в сыре также содержится белок, связанный с Brucella melitensis, бактерией, которая вызывает опасную болезнь бруцеллез.

Симптомы бруцеллеза характеризуется лихорадкой, тошнотой, рвотой и другими желудочно-кишечными симптомами. Сегодня он лечится с помощью антибиотиков.  Маловероятно, что бруцеллез могли вылечить в древнем Египте.

Пока не ясно, знали ли древние египтяне об опасности помещенного рядом с мумией сыра. Также не понятно, был ли он помещен в захоронение осознанно — с целью наказать расхитителей гробниц.

Примечательно, что в этом году ученые уже раскрыли тайну одного из проклятий мумий. Результаты анализа одежды двух женских мумий, найденных в Чили, показали, что ткань саванов была пропитана смертельным токсином. По одной из гипотез это было сделано для того, чтобы наказать или отогнать грабителей могил.

Исследование было опубликовано в научном журнале Analytical Chemistry.