Четыре года петербургские активисты через свои компании участвовали в госзакупках и выполняли заказы Смольного на снос ларьков. Плодотворное сотрудничество закончилось, но общественники продолжают бороться с незаконной торговлей. Напрашивается вопрос — ради чего?

Общественное движение «Незаконная торговля» существует около года. В его основе — созданное в 2011 году СПБОО «Потребнадзор», связанное через учредителей с шестью ООО, которое вполне официально занимались последние несколько лет сносом ларьков и прочих зданий по контрактам с властями.

В последний месяц, примерно с середины июля, общественные деятели заметно активизировались — участились рейды, больше стало публикаций в соцсетях. “Мойка78” задалась вопросом — что движет активистами?

Пример незаконной торговли в Петербурге. Фото: Baltphoto/ Андрей Пронин

Руководит движением «ПотребНадзор» Александр Виноградов. Согласно данным аналитической системы «КонтрФокус», он также числится учредителем шести ООО, двух действующих — «АС» и «Одна Цена», и четырех ныне упраздненных. Эти компании до недавних пор получали контракты на снос незаконно установленных ларьков.

«Я был официальным подрядчиком Центра по повышению эффективности [использования городского имущества] на протяжении последних четырех лет. Безвозмездно мы сносили торговые объекты, которые стояли незаконно. Город не перечислил за нашу работу ни одного рубля за все четыре года. Освободили мы около 400 объектов», — рассказал «Мойке78» Александр Виноградов.

Общественное движение «ПотребНадзор» борется с нелегальной торговлей в Петербурге уже год. Фото: Baltphoto/ Виктория Ламзина

«Мойка78» обратилась за комментарием в Комитет по развитию транспортной инфраструктуры, который курирует ЦПЭИГИ. Ответ на запрос пока не поступил.

В инжиниринговой компании «Размах» нашему изданию рассказали, что на каждый ларек уходит в среднем 1-2 часа работы. Цена сноса зависит от нескольких факторов: плотность прилегающей застройки, свою или арендованную технику использует подрядчик.

«В среднем сумма составит 40-50 тыс. рублей за один ларек с вывозом строительных отходов. Но вот на сортировку и вывоз строительных отходов времени понадобится больше — несмотря на очевидную простоту конструкции, ларек будет содержать в своей конструкции несколько типов материалов и, следовательно, перед переработкой или вывозом отходы должны быть отсортированы», — рассказали эксперты «Размаха».

То есть, по идее, компании Александра Виноградова должны были заработать около 20 млн рублей на сносе ларьков.

Прекратилось сотрудничество Смольного и активистов-предпринимателей, по словам Виноградова, по инициативе властей — после того, как в Центр по повышению эффективности (ЦПЭИГИ) пришел новый руководитель.

Своеобразным финалом взаимоотношений стала публикация на официальной странице Комитета по контролю за имуществом (курирует ЦПЭИГИ) от 16 февраля нынешнего года. В ней говорится, что владельцы торговых объектов должны сообщать в Смольный, если встретят представителей трех компаний: «ПотребНадзор», «Одна Цена» и «Технадзор».

Скриншот информационно-аналитической системы «КонтурФокус»

У всех трех компаний, по данным «КонтурФокуса», за все время существования не было ни доходов, ни убытков, и постоянно нулевой баланс.

Активисты уверены, что незаконная торговля вредит Петербургу. Фото: Baltphoto/ Андрей Пронин

Мы, заверяют в комитете по контролю за имуществом, «не связаны договорными и иными отношениями» с этими ребятами.

В общем, теперь у активистов нет стимула искать незаконные павильоны и лотки — чтобы потом их демонтировать по контракту с властями. Сами общественники декларируют иную цель — очищение города.

В одной из публикаций «Красивого Петербурга» (крупнейшее в городе движение, поддерживает борцов с незаконной торговлей) говорится, что нелегальные торговцы, во-первых, распространяют некачественные и сомнительные товары. Во-вторых, загрязняют город. В-третьих, не платят налоги. Короче, чтобы облагородить Петербург, надо это явление искоренить, говорят активисты.

Корреспондент «Мойки78» отнесся к этому заявлению с известной долей скепсиса. То есть, конечно, цель – очистить город – присутствует, но, возможно, она не единственная.

При внимательном изучении группы активистов в соцсетях журналист нашего издания обратил внимание, что с начала августа акции по борьбе с незаконными павильонами чаще всего проходили в трех местах. Во-первых, у станции метро «Ленинский проспект», аккурат напротив торгового центра «Французский бульвар» (владелец Fort Group). На втором месте по популярности Комендантский проспект, где стоит ТРК «Атмосфера» (холдинг «Адамант»). Замыкает тройку лидеров площадь в Красносельском районе перед «Жемчужной Плазой», которой владеет одноименное ООО.

«Мойка78» направила каждой из компаний официальное письмо с просьбой рассказать, сотрудничают ли они в какой-либо форме с активистами по вопросам борьбы с нелегальной торговлей. Ни одна из компаний пока не ответила.

Сами активисты тем временем утверждают, что выбирают места для проведения акций, исходя из жалоб неравнодушных граждан в соцсетях и официальных документов Смольного.

«Это ответы Комитета по контролю за имуществом, ответы других органов власти, правоохранительных. Нам жалуются люди, мы приходим на те точки, на которые люди больше жалуются», — рассказал Александр Виноградов.

Чем бы ни руководствовались активисты, они продолжают свою борьбу. Очередной рейд запланирован на понедельник, 27 августа. И «Мойка78» намерена присоединиться к его участникам, что своими глазами увидеть (и показать читателям), как работает общественное движение.