Личинки мексиканской саламандры — аксолотли — хуже растут, если окружены сородичами. К такому выводу пришли специалисты Санкт-Петербургского государственного университета, Института экспериментальной медицины и Института биологии внутренних вод имени Папанина РАН. Выяснилось также, что из-за конкуренции у аксолотлей быстрее развивается левое полушарие, поэтому они лучше распознают еду. 

Ученые провели серию экспериментов — они помещали аксолотлей в зеркальные аквариумы. Как говорится на сайте СПбГУ, результаты эксперимента опубликованы в журнале Biological Сommunications.

Один из авторов исследования, доцент СПбГУ Егор Малашичев рассказал, что зрительный стимул может влиять на развитие личинок лягушек. Согласно гипотезе, при виде конкурентов-сородичей головастики начинают усерднее искать пищу и двигаться, соответственно, быстрее, затрачивая таким образом больше энергии. 

Аксолотли — хищники и, в отличие от головастиков, не создают таких больших скоплений в природе. Биологи поместили аксолотлей в обычные и в зеркальные аквариумы. Их кормили одинаковым количеством рачков и иногда меняли аквариумы местами. 

Выяснилось, что на этих земноводных тоже влияют зрительные стимулы. В зеркальных аквариумах аксолотли росли медленнее. К тому же у них усилилась ассиметрия реакции на пищу. Это связано с тем, что еду от не еды распознают с помощью левого полушария мозга, соответственно — правого глаза. Аксолотли из зеркальных аквариумов начиная с того периода, когда у них появилась способность различать пищу, то есть с третьей недели жизни, начали хватать рачков в основном с правой стороны. Эта особенность развивалась с возрастом. И они научились этому гораздо быстрее аксолотлей из прозрачных аквариумов. 

Таким образом стало понятно, что достаточно появления сородичей в больших количествах у разных видов животных — и это провоцирует замедление их роста. Теперь эту гипотезу можно проверить на рыбах и на млекопитающих, считает доцент СПбГУ. 

Отметим, аксолотлей прославил в своем рассказе Хулио Кортасар — известнейший аргентинский прозаик, живший и работавший в основном в Париже, автор рассказов с элементами бытовой фантастики и магического реализма, а также двух антироманов — «Игра в классики» и «62. Модель для сборки».

В его рассказе «Аксолотль» герой забредает в парижский зоопарк, где его пленяют удивительные существа — аксолотли. Он начинает приходить в зоопарк каждый день, смотрит на них и в итоге сам превращается в аксолотля.