В Петербурге разгорелась полемика вокруг еще не вышедшего фильма Андрея Звягинцева. Режиссер, известный такими неоднозначными работами, как «Нелюбовь» и «Левиафан», готовится снять картину о блокаде Ленинграда. Петербуржцы боятся, что фильм выйдет антипатриотическим и «грязным». Кинокритики во мнениях разделились.

О намерении снять кино о Великой Отечественной войне и блокадном Ленинграде Андрей Звягинцев рассказал в субботу на спецпоказе в киноцентре «Родина». По словам режиссера, это будет фильм из трех новелл с акцентом на человеческих историях. От батальных сцен Звягинцев принципиально отказался. Таким образом он хочет показать, что война — это не поле для геройства, а настоящий ужас. 

«Я хочу показать человека в условиях ужаса войны», — отметил режиссер.

Петербург любое отклонение от традиционной подачи блокады воспринимает болезненно. Потому новость о будущем фильме в городе восприняли с опаской. Работы Звягинцева, несмотря на признание киноакадемии, в России оценивают неоднозначно. Режиссера неоднократно обвиняли в антипатриотических настроениях и излишнем стремлении показывать жизнь с неприглядной стороны. В частности, его критиковали за попытки очернить российскую действительность в «Нелюбви» и антицерковные взгляды в «Левиафане».

Каким будет фильм Звягинцев о блокаде, остается только гадать. Среди худших опасений петербуржцев: режиссер представит ленинградцев в худшем свете или покажет самое «грязное», что было в войне. Так, доцент юрфака СПбГУ Наталья Шатихина считает, что Звягинцев снимет «хоррор». 

Своими ожиданиями от будущего фильма с «Мойкой78» поделились кинокритики. 

Евгений Баженов, видеоблогер и кинокритик, известный как BadComedian:

— То, каким будет фильм, зависит от того, что будет Звягинцеву интересно. Он может снять и хороший драматический фильм об истории какой-нибудь семьи или разнузданный ад в стиле «Левиафана». Грубо говоря о том, как все ужасно и как жировали очередные чиновники, пока обычные люди умирали. 

Я не знаю, что он думает, что он хочет рассказать про блокаду, но опасения людей понятны. Потому что Звягинцев — это человек, который снимает специфические фильмы, а такая тема — довольно сложная и до сих пор очень сильно на людей воздействует. Был, например, случай, когда одна забегаловка  использовала очень странный слоган «В Ленинграде никто не умрет с голоду» или что-то такое, и людям это не понравилось. Это понятно. И, естественно, люди боятся.

Как нужно снимать о войне и блокаде, — вопрос спорный. Был, например, такой фильм «Утомленные солнцем» или «Сталинград». Можно ли так войну показывать? Мне кажется, нет. Потому что это странно — освещать один процент случаев, когда не освещены другие 99%, среди которых есть вещи важнее. 

Александр Голубчиков, кинокритик, главный редактор портала Filmz.ru:

— Если говорить о позднем Звягинцеве, о последних его работах, то, конечно, в первую очередь Звягинцев уделяет внимание характерам персонажей. И да, возможно, какие-то его фильмы — антиклерикальные, как «Левиафан», или вскрывающие неприятные нарывы в обществе, как в случае с «Еленой». Но фильмы Звягинцева только кажутся мрачными и серыми. На мой взгляд, он все-таки пытается найти какую-то человеческую историю и отыскать в своих героях толику чего-то светлого. 

«Левиафан» — это антиклерикальная история, «Нелюбовь» — это история зарождения и гибели молодой демократии в России на примере поиска того самого Алёши, которого мы потеряли. Предугадать, что снимет Звягинцев, очень сложно. Блокада — это тема, а о чем на самом деле он будет говорить, узнаем, когда выйдет кино. 

Денис Данилов, кинокритик, в прошлом — шеф-редактор российского сайта The Hollywood Reporter:

— Мне кажется, поводов для волнения нет никаких, потому что за 5 полнометражных картин, которые Андрей Петрович сделал, он себя зарекомендовал мастером высшего эшелона. И он как никто другой понимает, насколько тема блокады и войны для нашей страны важна, тонка и где не нужно пересекать грань. При этом я бы все-таки не ждал от него картину, эквивалентную фильмам про войну, которые снимали во времена Советского Союза. Тогда была немного другая идеология. И мне кажется, уже прошел достаточный срок с тех событий, чтобы мы могли оглянуться и, возможно, более честно посмотреть на то, что происходило. 

Я не читал сценарий, я не знаю фактуру, которая будет у Звягинцева, но его подход, его намерения сделать эту историю компактной, замкнутой, отказавшись от батальных сцен, мне кажется, настраивает только на самые лучшие ожидания. Такой подход, например, сыграл на пользу фильма «Знаки» режиссера  М. Найт Шьямалана, который рассказывал об инопланетном вторжении. Если Голливуд традиционно показывает это в виде летающих тарелок, взрывов, спецэффектов, то он сосредоточился на истории одной фермы, внутри одной семьи. Показал, как четыре человека, оказавшись в таких обстоятельствах, реагируют и проявляют свои лучшие человеческие качества. И я думаю, что решение Андрея Петровича отказаться от баталий в пользу компактной истории только усилит драму происходящего.