Результаты очередных исследований реки Новая будут оглашены ориентировочно в начале следующей недели. В локальную экологическую катастрофу водоем превратился еще прошлой весной. За это время было выдвинуто с десяток версий того, что могло стать причиной неприятного запаха и гибели рыб и птиц на реке. Все они, впрочем, как считают активисты, лишь попытки отвлечь внимание от главного виновника. По мнению зоозащитников — это аэропорт «Пулково».
Экологическое состояние реки Новой в Кировском районе всерьез вызывает опасение уже около года. Информация о том, что работа идет, появляется регулярно. Но ничего не меняется. Водоем все еще источает неприятный запах, утки продолжают умирать. Мертвых птиц обнаружили 3 октября.
Мертвые утки на реке Новой. Фото: скриншот ВКонтакте/Ульянка экология
«Это говорит о несостоятельности теории о том, что птицы гибнут из-за сине-зеленых водорослей. Потому что утки умирают до сих пор, хотя цветение реки не наблюдается. В течение лета мы находили по 20 уток за раз. Сейчас их меньше. Наверное, у уток появился инстинкт самосохранения, и они перестали прилетать на Новую», — прокомментировал активист группы «Ульянка экология» Павел Брагин.
Очередную проверку не так давно провел Росприроднадзор. Результаты её станут известны приблизительно в начале следующей недели. Сейчас Департамент продолжает административную работу с ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (аэропорт Пулково). Ущерб, нанесенной предприятием реке, по оценкам Росприроднадзора, составил более 100 млн рублей. Аэропорту его предъявят для возмещения после согласования.
Река Новая. Фото: ВКонтакте/Ульянка экология
В «Пулково» оценочные расчеты ущерба пока не получали. То, что они превысили нормы загрязняющих веществ, компания не отрицает. В результате отбора проб весной в Новой были обнаружены следы этиленгликоля — вещества, которое содержится в противообледенительной жидкости для обработки самолетов.
«Обработка происходила только на специальных местах стоянок ВС, оборудованных подземными резервуарами. Однако часть противообледенительной жидкости (предположительно, в качестве осадков с воздушных судов в процессе их движения на взлет) попала в поверхностный сток, что стало причиной превышения нормы концентрации на выпуске воды и было подтверждено результатами анализа отобранных проб. В соответствии с законом ВВСС оплатило штраф, назначенный государственным надзорным органом весной 2018 года”, — пояснили в Пулково.
Однако с тем, что за гибель рыб и уток ответственны именно они, в Пулково соглашаться не спешат. В пресс-службе аэропорта заверили, что пропиленгликоль и этиленгликоль – вещества в основе состава противообледенительной жидкости — не опасны для людей и животных. А состояние реки — результат комплекса факторов как анторопогенного, так и природного характера.
Аналогичной позиции придерживается Росприроднадзор. В ведомстве неоднократно заявляли, что причиной дурного запаха реки и других негативных последствий могут быть донные отложение и ил.
Утки, погибшие на реке Новая. Фото: ВКонтакте/Ульянка экология
О вине Пулково с относительной уверенностью говорят активисты и комитет природопользованию. В Смольном такой позиции придерживаются с самого начала. Так, заместитель председателя комитета Александр Кучаев отметил, что пахнет река в основном зимой, и, если бы причина была в органике, тогда бы запах усиливался в теплое время года.
«Река захиревала несколько лет с тех пор, как открыли новый терминал. Когда весной был слив этиленгликоля, вся рыба передохла. Она не может находиться в такой среде. Этиленгликоль естественно, как и любой спирт, выветрился. Сейчас остался фенол. Оперируя тем анализом ИТМО, который у нас есть, мы можем сказать, что максимальная концентрация фенола находится у выпуска 2 и выпуска 3, которые относятся к аэропорту Пулково», – отмечает активист Павел Брагин.
В петербургском Центре реабилитации диких животных ранее рассказали, что у пострадавших птиц были проблемы с печенью, с теми органами, в которых накапливаются токсины. Это, как считают активисты, еще раз доказывает вину аэропорта. Якобы вещества, сбрасываемые аэропортом, на протяжении длительного времени воздействовали на птиц, что в конечном итоге привело к гибели.
Напомним, что в июле этого года выяснить, что происходит с рекой, поручили ученым Института озероведения РАН. Обследование по планам займет около года. На восстановление экологического баланса может потребоваться более длительный срок.