Глава Сбербанка Герман Греф заявил, что на нынешнем рынке труда узкая специализация – это анахронизм, и физико-математические школы, которыми так гордилось отечественное образование, — пережиток прошлого. Высказывание банкира комментирует Евгений Антипов, сооснователь образовательной платформы «Смотри.Учись»:
Профильное математическое образование, безусловно, необходимая база для многих прорывных специальностей, полностью от него отказаться – идея, требующая глубокой проработки, как минимум. Например, анализ и интерпретация больших данных – очень перспективная область, где даже молодые специалисты могут зарабатывать по 3000-4000 долларов в месяц – подразумевает прочную математическую базу.
Но не нужно забывать о контексте, в котором это было сказано. Монопредметность, о негативном влиянии которой говорит Герман Оскарович, действительно должна уйти в прошлое. Необходимо формировать и развивать межпредметные связи. Важно, чтобы у школьников были прочные знания не только в одной области. У ребенка должна быть возможность одновременно получить представление сразу о нескольких областях знаний, причем в прикладной плоскости. Это поможет принять верное решение, куда двигаться дальше, какие навыки развивать. Это дает возможность более эффективно интерпретировать и применять полученные знания. И я твердо убежден, что в будущем самые интересные открытия в основном будут происходить на стыке различных наук.
Также хочется отметить, что разностороннее развитие личности ребенка не должно быть функцией исключительно традиционной школы. В современном мире множество возможностей для самостоятельного познания мира, самообучения. Одна из них – онлайн-образование. Дети, школьники, пожалуй, поняли это даже раньше нас, взрослых. Они активно познают окружающий мир с помощью компьютера и интернета, учатся и проходят всевозможные тестирования онлайн. Мы видим это, анализируя своих пользователей, часть из них – подростки, которые хотят «попробовать» ту или иную специальность или научиться чему-то не из школьной программы.
Большинство детей в 10-15 лет еще не знают, чем будут заниматься в будущем. На вопрос «Кем ты хочешь стать?» они часто отвечают «Не знаю». Учитывая высокие темпы развития технологий, точно предсказать, какие специалисты будут востребованы через 10-15 лет вряд ли возможно. Именно поэтому нужно дать ребенку как можно больше информации из разных областей, так он сможет примерить на себя различные роли и в итоге выбрать то, что подходит ему больше. Определить склонности и таланты ребенка, понять, в какой сфере ему стоит развиваться дальше, помогают профориентационные тесты, которые тоже можно пройти онлайн.