Семь лет, которые Петербург провел с губернатором Георгием Полтавченко и спикером Заксобрания Вячеславом Макаровым, стали временем болезненных потерь для архитектуры: памятники и исторические здания сносились десятками. «Мойка78» вспомнила, какие дома исчезли с улиц северной столицы.
Приход Полтавченко на пост градоначальника в августе 2011 года был обнадеживающим для градозищитников: уже в ноябре губернатор объявил мораторий на снос в центре города. Сначала Полтавченко пообещал активистам залатать дыры в законодательстве по охране памятников.
2012 год
Но уже в конце декабря начался снос комплекса зданий казенного винного склада и спиртоочистительного завода на Ватном острове. Постройки конца XIX века архитектора Марфельда были стерты с лица Петербурга к началу 2012 ради строительства квартала «Набережная Европы». Отметим, что квартал не построен до сих пор, а на месте снесенных зданий — пустырь. Ни суды, ни судьи сюда так и не переехали.
В руинах оказались и Удельные бани. Их оперативно сравняли с землей в марте 2012, пообещав возвести на месте здания 1834 года строительства новый банный комплекс. Правда, к обещанному сроку — 2014 году — он так и не появился. А старые бани, в которых, по ленинградским слухам, успел помыться перед отъездом в Финляндию сам Ленин, не спасла ни эта пикантная подробность, ни год возведения, ни статус исторического здания. Бани не были памятником и пошли под экскаватор.
Удельные бани. Фото: Suokas
Самый громкий снос 2012 года — Дом купца Рогова на пересечении Загородного проспекта и Щербакова переулка. Здание, возведенное в 1810 году, помешало строительству бизнес-центра. Дом то признавали памятником, то исключали из списков. В итоге инвестор пустил его под снос. Суды по дому Рогова длились до 2017 года. Инвестора пытались заставить восстановить историческое здание в его прежнем виде.
Дом купца Рогова. Фото: Wikimapia
2013 год
Анархисты, градозащитники и скандально известный вице-губернатор Марат Оганесян оказались героями одной истории о сносе пакгаузов Варшавского вокзала. В марте 2013 снос, против которого протестовали активисты, пытались остановить с чиновниками Смольного и полицией.
Оганесян требовали наказать» беспредельщиков», которые начали незаконный снос. А сносил пакгаузы их собственник — ООО «Адамант», который планировал построить на их месте ЖК «Галактика».
Пакгауз ст. С.-Петербург — Варшавский. Фото: Карты России
Уничтожены в 2013 году также были Лазарет Патриотического института на Большом проспекте В.О., Дом служащих Государственного банка на Загородном проспекте, Доходный дом И.И. Бланштейна на Заставской и еще свыше десятка зданий.
2014 год
Сразу два здания начала XX века были снесены на улице Сытнинской. Жертвами планов на новое строительство стали Доходный дом Т.И. Дурдиной и Доходный дом Лютеранской церкви Cвятой Марии. Оба здания 1911 года постройки были расселены, были заброшены и неоднократно горели. В октябре 2012 года участок под ними купила структура «УНИСТО Петросталь». По условиям торгов о сносе речи не шло — лицевые корпуса новый собственник должен был реконструировать. Но без согласования с ККГИОП в мае 2014 как раз в канун Дня города исторические здания были незаконно снесены.
Доходный дом Т. И. Дурдиной. Фото: spbspace.com
В тот же год были уничтожены Доходный дом К. Г. Чистякова, Здания Офицерской кавалерийской школы комплекса Аракчеевских казарм, фуражные сараи Берейторской части Конюшенного ведомства — это эхо так и не родившегося проекта по строительству гостиницы. Прачечный корпус Мариинской больницы, несколько зданий Варшавского вокзала, производственные корпуса пивоваренного завода «Бавария» — список потерь 2014 года весьма обширен.
2015 год
Дом Мордвиновых, реконструкция которого заставила градозащитников идти в суд — одна из самых громких историй сносов в 2015 году. Здание на улице Глинки, 4 было отдано под создание гостиницы. От особняка должны были остаться только лицевые фасады двух первых этажей. Прирасти же дом должен был подземным паркингом, еще одним этажом и мансардой в двух уровнях. Такого поворота для здания, построенного в XIX веке, горожане не захотели. Частичный демонтаж начался летом 2015, с ним началась и череда судов.
Дом Мордвиновых. Фото: citywall
Полному или частичному сносу подверглись служебные корпуса Военно-медицинской академии на Боткинской, особняк и хлебные амбары И.Г. Грузинского, казармы Сапёрного батальона и Александровский кадетский корпус, Корпус завода «Новый Лесснер» и доходный дом Д.Н. Градова.
2016 год
Со скандалом и обвинениями в искусственном омоложении были снесены корпуса завода «Новый Лесснер» на улице Александра Матросова и наб. Обводного канала, построенные до революции, но внезапно ставшие гораздо моложе. В Петербурге здания, возведенные до 1917 года, сносить нельзя, а более поздние — можно. Так под видом неисторических в начале 2016 года под ковшом экскаватора погибли промышленные здания. Снос продолжился в сентябре. Пострадал уже исторический корпус, тогда в дело вступили КГИОП и полиция. Дело в том, что во время работ на проезжую часть рухнул верхний этаж здания. Исторический корпус комитет потребовал восстановить.
Завод в 1920-е годы. Фото: ВКонтакте
Под тем же омолаживающим соусом был снесен корпус Завода станков-автоматов на Малой Разночинной улице. По техпаспорту здание было возведено в 1896 году. И документы на его снос в КГИОП не поступали. Так же погиб Служебный корпус Городского Рождественского барачного лазарета. В черном списке потерь-2016 также оказались дворовые жилые флигели и служебные постройки М.Ф. Еремеева и В.А. Сенаторова. Частично были снесены дворовый флигель и третий этаж лицевого корпуса особняка Нарышкина (Воронцовых-Дашковых) на Галерной, уничтожена “Дача при саде “Озерки”.
2017 год
Итоги 2017 года — снова длинный список потерь из-за недостаточно отлаженного охранного законодательства, жадности девелоперов и равнодушия чиновников и депутатов. Доходный дом Л.М. Малоземовой, возведенный в конце XVIII века, снесен ради строительства апарт-отеля с условием восстановления внешнего облика фасада. Планы по строительству жилого комплекса уничтожили дореволюционный медно-котельный, медно-литейный, механический и арматурный завод А.М. Оуфа на 8-й Советской улице.
Главный скандал года — молниеносный снос здания на Ремесленной,3. Дом служащих пивоваренного завода «Бавария» мешал строительству моста Бетанкура. Дом тоже прошел процедуру омоложения и оказался на бумаге не 1906-1907 годов постройки, а возведенным уже после революции.
Дом на Ремесленной, 3. Фото: ВООПИиК
Это дало право на его снос — Смольный закрыл на все глаза ради обещанного к ЧМ-2018 по футболу моста через остров Серный. Соседний дом №5 на Ремесленной не дождался расселения — мост провели в 65 см от его стены, наплевав, что в здании 1914 года до сих пор живут люди.
Флигель главного производственного корпуса чулочно-трикотажной фабрики «В.П. Керстен» на улице Красного Курсанта пал жертвой планов по строительству бизнес-центра. Дворовый корпус дома Н.Л. Бенуа на ул. Глинки снесли, несмотря на то, что он и так был в руинах.
В Ольгино уничтожено главное здание усадьбы Польтрока.
2018 год
В новый год перебрались проблемы с Домом Изотова, домами на Тележной улице, домом на Ропшинской, 10, дата постройки которого подделана (идут суды). Под угрозой сноса находится снятый в конце 2016-го дом 24 по Петроградской набережной — один из двух сохранившихся деревянных особняков на всем Петроградском острове.
Уничтожен Лесной корпус на Сестрорецком курорте — его обещают восстановить по новым технологиям. Казармы лейб-гвардии Семеновского полка на Звенигородской улице тоже под угрозой сноса — их кирпичи собираются использовать при строительстве новой сцены МДТ. Уже снесены казармы для служащих Варшавского вокзала на Малой Митрофаньевской улице. Разрушен флигель Дома Долгоруковых на улице Репина.
Теперь остается наблюдать, продолжится ли тенденция хаотичного разрушения исторических зданий при новом градоначальнике и старом спикере ЗакСа.