В субботу гипермаркет «Лента» на Обводном канале выгорел за считанные часы. О том, какие юридические последствия будет иметь это происшествие, рассуждает адвокат Юлиана Трояновская:
Произошедшее в минувшую субботу ЧП в магазине сети «Лента», отразится, на наш взгляд, не только на жителях Санкт-Петербурга, которые в очередной раз почувствуют себя не в безопасности, но и на владельцах гипермаркета, их контрагентах, а также, надеюсь, на проверяющих органах. Хотя по опыту скажу, что скорее всего проверяющие как раз и выйдут сухими из воды и отпишутся, что все нарушения появились уже после проверки.
В нашей стране, пока не случится масштабная трагедия, мало кто сделает всё по уму, а тот, кто и попытается сделать, столкнётся с целой стеной преград.
Так, после страшного пожара в ТК в Кемерово начались повальные проверки торговых комплексов, бизнес-центров и прочих мест скопления людей. К чему это привело? К исправлению ошибок в пожарных и иных правилах? О нет! К сбору штрафов, к еженедельной «дрессировке» сотрудников, как правильно покидать свои рабочие места. При этом сотрудники курили в полуметре от эвакуируемого здания, а специалисты пожарной безопасности лишь листали нормы и СНИПы, тыкая в них пальчиками и штрафуя собственников и арендаторов. От этих штрафов поднимались арендные платежи, увеличивались расходы малого и среднего бизнеса, но путного ничего не происходило.
В итоге кто-то стал беднее, кто-то богаче, но безопаснее в магазинах не стало. Возможно, маленькие помещения, которые не смогли накопить на подношение для сотрудников, исправили какие-то недочёты, скорее всего даже разобрали заваленный эвакуационный выход, но крупные сети так и не стали переделывать систему безопасности.
Горящий гипермаркет «Лента» на Обводном канале. Фото: Мойка78
С юридической точки зрения не подкопаешься. Все проверки пройдены, все виновные обязательно будут наказаны, а невиновные продолжат работать.
Но что делать тем, кто когда-нибудь окажется один на один с огнём? Ему скорее всего, будет все равно, Иванов ставил подпись на постановлении, что всё хорошо, или Петров.
Конечно, семьи пострадавших и сами пострадавшие вправе обратиться с требованием о возмещении им денежных средств на лечение, возмещении морального вреда и стоимости какого-то имущества, если таковое пострадало.
В случае отказа в добровольном удовлетворении они также вправе подать исковое заявление к собственнику помещения.
Естественно, собственников сейчас будут проверять с особым пристрастием и, возможно, найдут какие-то новые страшные несоответствия закону, но это уже после. Как говорится, после драки кулаками не машут. Нет, в России машут ими именно после боя.
Вот и в этот раз посмотрим, как активизируются районные инспекторы. Но опять все забудут о реальных пострадавших, которые, даже оставшись физически в полном здравии, могли очень сильно пострадать психологически. Почему-то я не уверена, что суды оценят их моральные страдания в крупную сумму, а стоило бы. Но это уже будет совсем другая история и совсем другое правовое поле.