Издатель газеты правительства Санкт-Петербурга «Петербургский дневник» городская компания «Петроцентр» ушла в минус, но продолжает получать многомиллионные субсидии из бюджета.
По данным Росстата, ОАО «Петроцентр» (на 100% принадлежит городу) показал 429 тыс. рублей чистого убытка в 2017 году. В 2016-м, до смены руководства, показатели разительно отличались — 17,2 млн рублей чистой прибыли.
До 2016 года «Петроцентром» руководил Андрей Шамрай, в июне он перешел на пост замдиректора Дома писателя, а его прежнее кресло заняла Людмила Яковлева. По информации СМИ, ее назначение лоббировала компания «Проспект».
(Рекламное агентство ООО «Проспект» — единый центр продаж рекламы в петербургском метро, а также официальным представителем дилеров подземки. Гендиректор и совладелец компании Георгий Иванов, бывший топ-менеджер ГУП «Петербургский метрополитен» и совладелец Центрального агентства недвижимости.)
Глава комитета по печати Сергей Серезлеев (курирует «Петроцентр»), комментируя назначение Яковлевой, говорил, что перед ней стоит задача сберечь казну и повысить доходность «Петербургского дневника».
Как следует из данных Росстата, сберечь казну у Яковлевой не особо получилось. Доходность газеты также вызывает сомнения. Так, в 2017 году «Петроцентру» выдали субсидию на издание «Петербургского дневника» в размере 145 млн бюджетных рублей, а в 2018 — уже 154 млн рублей налогоплательщиков Петербурга.
Отметим, на заседании 30 октября врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов сказал: «Кто не знает своего бюджета, кто не умеет работать с деньгами населения города, тот профнепригоден. У нас не та ситуация, когда деньги с неба падают».
Интересный факт — вместе с увеличением субсидий «Петербургскому дневнику» растут и траты «Петроцентра» на распространение газеты в метро: с 11,5 млн бюджетных рублей в 2018 году до 19,9 млн рублей в 2019-м. (На этом фоне слухи, будто Яковлеву продвигала компания «Проспект», кажутся несколько правдоподобнее.)
«Мойка78» направила Людмиле Яковлевой официальную просьбу прокомментировать сложившуюся ситуацию, оставшуюся без ответа. Теоретически, конечно, в «Петроцентре» могут заявить, что до 2016 года чистый убыток компании исчислялся десятками миллионов. Однако, как известно, финансовые вопросы издательства решаются в начале года, а значит, чистая прибыль в 2016-м — заслуга прежнего гендиректора Шамрая.
Сам Андрей Шамрай в беседе с «Мойкой78» отказался комментировать деятельность коллег. Возможно, предположил собеседник нашего издания, нынешние финансовые показатели связаны с тем, что у компании забрали проект «Книжный салон». Сейчас Шамрай занимается им как замдиректора Дома писателя.
Что же касается субсидий для «Петербургского дневника», экс-руководитель «Петроцентра» заявил, что это важное городское издание, которое играет значимую роль.
Вместе с тем «цифры говорят сами за себя», добавил Андрей Шамрай.
С другой стороны, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский в беседе с «Мойкой78» выразил сомнение, что подобные субсидии вообще нужны, ибо ставят журналистов в зависимое положение. По мнению парламентария, распределять деньги между СМИ лучше по конкурсу, чтобы все издания были в равных условиях.
Впрочем, с этим в Петербурге тоже могут возникнуть проблемы. Как писала ранее «Мойка78», механизм распределения грантов СМИ устроен в северной столице таким образом, что деньги получают в основном одни и те же издания, а маленьким, отраслевым и новым — попасть в число, скажем так, избранных, весьма трудно.
Так или иначе, но состояние «Петроцентра» и его газеты далеко от идеального. Методика распространения «Петербургского дневника» — на станциях метро — очень похожа на то, что делает газета «Метро». Однако если «Метро» выходит ежедневно, то «Петербургский дневник» — раз в два дня, а иногда еще реже. И, будем честны, газета «Петроцентра» заметно уступает конкуренту в популярности у горожан.
Как сказал «Мойке78» депутат Вишневский, если уж и выделять субсидии, то лишь изданиям, где публикуются официальные документы властей, так называемым официальным публикаторам.
«Петербургский дневник» таким публикатором является, однако вопрос, стоит ли он миллионов рублей из бюджета, денег налогоплательщиков, остается открытым. Логичным кажется отдать деньги более успешным СМИ, тому же «Метро», например. Печатать там вкладыш с нужной информацией, а не кормить отдельного убыточного издателя таких вкладышей.