Петербургская компания «220 Вольт» зарегистрировала торговый знак Tesla. Насколько это законно, какое отношение это имеет к Илону Маску и зачем выпускать презервативы «ВКонтакте», разбирался генеральный директор юридического агентства IQ Technology Дмитрий Козлов:

На определённом этапе развития любой бизнес приходит к вопросу о необходимости регистрации своего бренда. В позиционирование «имени» на старте вкладывается огромное количество финансовых и человеческих ресурсов, поэтому свои «вложения» очевидно хочется защитить. Рост известности торговой марки прямо пропорционален количеству желающих воспользоваться его известностью.

В России регистрация товарного знака на общих основаниях занимает порядка 12-18 месяцев и требует затрат от 50 тыс рублей. Ответственный за регистрацию орган – Федеральный институт промышленной собственности.

При регистрации товарного знака необходимо определить перечень классов МКТУ (международные классы товаров и услуг), для которых будет необходима регистрация конкретного товарного знака. Закрепив свой товарный знак, например, за 25 классом (одежда, обувь, головные уборы), можно быть уверены, что в ближайшие 10 лет на рынке не появится одежда под одноименным брендом.

За одним товарным знаком может быть закреплено несколько классов МКТУ. Широко известный товарный знак «ВКонтакте» имеет регистрацию не только в области интернет-деятельности, но и в отношении, например, презервативов (10 класс МКТУ), домов отдыха или санаториев (44 класс МКТУ). Далеко не факт, что правообладатель когда-нибудь займется производством презервативов, однако, зарегистрировав производство данных товаров за собой, владелец может не допустить выпуска одноименной резиновой продукции на российский рынок.

Чем известнее компания, тем более тщательно она защищает свои права, потому что интеллектуальная собственность, которая, безусловно, является серьезной составляющей имиджа. Часто известные бренды оставляют за собой возможность развития в других, непрофильных сферах – так, ZARA — это не только сеть магазинов одежды, но и отдельный бренд ZARA Home — точки продаж товаров для дома. Практика больших компаний — регистрация по своему усмотрению как можно большего товарных знаков и/или классов МКТУ – чтобы конкуренты не заняли свободную нишу, воспользовавшихся известным именем. 

Самый надёжный вариант защиты товарного знака – признание его общеизвестным, к каким относится, например, Ford. Ни одна компания в России не сможет вести бизнес под этим наименованием, ни в одной сфере, если это не имеет непосредственного отношения к правообладателю. То есть под данной маркой на территории РФ невозможно открыть пельменную или производство бетономешалок – допустима исключительно официальная деятельность, имеющая непосредственное отношение к автомобилям.

Если товарный знак не является общеизвестным, не зарегистрирован в разных вариациях (например «Икеа» и IKEA) и перечень МКТУ является не максимально исчерпывающим, есть риск, что кто-нибудь сможет зарегистрировать нечто похожее. Так, в 2014 году имел место спор – компания Giorgio Armani пыталась оспорить регистрацию товарного знака Arman, за которой закреплен 18 класс МКТУ «Зонты». Палата по патентным спорам отказала в удовлетворении требований всемирно известного бренда, ибо расценила, что данные товарные знаки не схожи между собой до степени смешения, следовательно, товарный знак Arman имеет право на существование. Как следствие, зонты Arman успешно продаются на российском рынке и данная продукция считается абсолютно легальной.

Так недавно группа компаний «220 Вольт» запустила продажу товаров под брендом Tesla. Юридически, это два разных класса регистрации товарных знаков, поэтому никакого отношения непосредственно к Илону Маску не имеют. Тем не менее благодаря информационным активностям американского бренда, наименование Tesla ассоциируется с тем, что любой товар с подобным названием – это нечто высокотехнологичное и инновационное.

При этом если другая компания захочет осуществлять продажи товара, аналогичного уже существующему, под уже зарегистрированным товарным знаком, она рискует получить массу проблем. Такие действия являются грубым нарушением законодательства как гражданского, так и уголовного – нарушение интеллектуальных прав, и производство контрафакта (ст. 171.1 УК РФ). Однако правообладатель не всегда может оперативно установить, что кто-то продает аналогичную продукцию под его брендом, или более того, имеет специализированные магазины, посвященные конкретной марке.

Именно поэтому в провинциальных городах мы можем увидеть расцвет креатива по присоединению к популярным названиям.

Поэтому даже защитив по максимуму свой товарный знак, правообладатель не застрахован на сто процентов от желающих продавать продукцию под его брендом. Если регулярно не отслеживать ситуацию на рынке, предприимчивые граждане смогут не только заработать на зарекомендовавшем себя бренде, но и нанести серьезный урон деловой репутации.

Недобросовестные предприниматели копируют определенные элементы официальных сайтов, размещают товарный знак как на самом сайте, так и в доменном имени, создавая впечатление аффилированности bнтернет-магазина с правообладателем. Таким образом, неспособность предпринимателя обеспечить надлежащий сервис и обслуживание портит репутацию бренда в глазах конечного потребителя, что приводит к понижению посещаемости официальных сайтов, и как следствие, снижает продажи оригинальной продукции.

При этом в наибольшем проигрыше остаётся конечный потребитель, он приобретает не «кота в мешке» как в случае с товарами неизвестных брендов, а настоящего «волка в овечьей шкуре».