Петербуржец во время уборки в своей квартире обнаружил произведение прикладного искусства, а именно сделанное в начале 20 века изображение на стекле за подписью мастера Аноховича. «Мойка78» решила выяснить, что делать, если удалось обнаружить клад или другие ценности на своей территории и какие необычные ценности находили жители северной столицы.
Для поиска клада многие снаряжают экспедиции, кто-то находит ценности в земле или на дне водоемов, а кому-то и вовсе удается найти многомиллионные находки за сервантом бабушки. Каждая такая находка может сулить нашедшему «сказочное богатство» и бюрократические проблемы.
Отметим, что если человек нашел клад, к примеру, на своем участке, то все ценности будут принадлежать только ему, за исключением случаев, когда находка представляет определенную культурную ценность. Тогда клад будет подлежать обязательной передаче государству, а кладоискатель получит вознаграждение в 50% от стоимости. Если же клад был найден другим человеком, не имеющим отношения к участку поиска, но с согласия собственника этого участка, то вознаграждение будет разделено между этими двумя лицами. На практике обычно эта сумма делится пополам. Есть еще один вариант, когда кладоискателя специально нанимает собственник – здесь оба заключают договор, по которому вместе определяют сумму вознаграждения при удачной находке. Последний вариант этой ситуации — когда клад обнаружен на территории, собственник которой не давал согласия на поиски. В этом случае вся находка, если она не составляет особой культурной ценности, принадлежит собственнику дома или участка земли, где он был найден.
В настоящий момент продолжает действовать принятая еще во времена СССР инструкция, согласно которой хранением кладов должна заниматься налоговая. Одновременно с этим существует и более новая версия документа, предписывающая организацию обеспечения сохранности находки органам внутренних дел. После того, как клад сдан в полицию, им занимаются «компетентные органы». В данный момент в России нет ведомства, которое всецело занималось бы этими вопросами, так что потенциальному «обладателю сокровищ» придется самостоятельно обращаться к независимым специалистам, например, к нумизматам, если обнаружена была монета.
Заведующий сектором фондово-закупочной работы Государственного музея истории Петербурга Людмила Рыжковская рассказала «Мойке78», какие самые необычные находки приносили петербуржцы.
«В 2017 году к нам обратилась женщина, предложившая купить семейную реликвию, которую в 20-30-х годах ХХ века купил ее дедушка в Петербурге в обычном комиссионном магазине. Он приобрел набор из вазы и двух блюд, которые хранились в семье до 2017 года. К сожалению, одно блюдо было разбито, а второе предложено нам. Для нас это бесценный предмет, возвращенный из исторических помещений Аничкова дворца, коллекции Александра III и Марии Федоровны. Подлинность предмета подтверждает чудесным образом сохранившаяся на обратной стороне бумажная наклейка, где значится номер и штамп музея города», — рассказала она.
Помимо этого интересными порой становятся не столько сами предметы, сколько их история.
«Есть такая семья — Лемешевы — они очень хорошо знают историю своего рода. Когда-то они жили в Петербурге, но затем переехали в Москву. У них здесь был свой ресторан, чайный домик около Исаакиевского собора, и они подарили нам очень интересный набор посуды, фотографии, документы из истории нашего города. Особенно любопытно было узнать, что один из сыновей, продолжатель этой династии — Константин Иванович Лемешев — он был тренером ФК «Зенит» и под его руководством команда выиграла кубок СССР в матче с ЦДК 27 августа 1944 года», — отметила Рыжковская.
Некоторые экспонаты появляются в музее прямиком с прилавков некоторых магазинов, владельцы которых зачастую даже не представляют истинную ценность собственных товаров.
«Приходит к нам сотрудница Русского музея, Ирина Борисовна Верховская, и говорит, мол, шел ко мне на праздник мой племянник и купил в магазине старинные ноты. А там на титуле написано «М.В. Унженина», которая оказалась Марией Васильевной Унжениной, матерью Вейнера, который, как известно, был одним из основателей музея Старого Петербурга», — отметила она.
«Еще одна жительница Петербурга рассказала о том, что жила в квартире, где некогда жил Врубель (Михаил Александрович, русский художник рубежа XIX—XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства). И когда там начался ремонт, была разобрана печь. Женщина сохранила у себя три изразца из той самой печки», — сообщила она.
Рыжковская также отметила, что в музее есть специальная комиссия, которая занимается оценкой потенциальных экспонатов, которые приносят жители города. Они проводят экспертизу, оценку стоимости и после этого рассматривают вопрос о целесообразности покупки.