Из-за строительства федеральных и региональных объектов простые россияне и представители бизнеса могут лишиться своих земель. Как показывает мировой опыт, компромиссы все-таки порой находятся. О том, что грозит Петербургу уже в следующем году, рассказывает «Мойка78». 

Депутаты Госдумы РФ приняли поправки в законопроект об изъятии земель. Под действие закона будут подпадать неиспользуемые или «неэффективно» используемые территории. Сам проект закона еще на рассмотрении. Против нее выступили москвичи — возле приемной нижней палаты парламента, а в Челябинске местные жители и вовсе грозятся лечь под бульдозеры, чтобы не дать снести свое жилье.

В петербургском ЗакСе 28 ноября в первом чтении приняли законопроект о предоставлении земельных участков в рамках реализации концессионных соглашений. Изменения устанавливают льготную ставку по аренде земли. Документ закрепляет за правительством Петербурга право передавать участки концессионерам и принимать решения о сносе нежилых зданий, мешающих реализовать соглашение о государственно-частном партнерстве. К новой практике городские власти могут прибегнуть уже в ближайшем будущем во время строительства «Восточного скоростного диаметра» (ВСД).

Такая перспектива возмутила предпринимателей.. Бизнесмены, чьи предприятия оказались на пути магистрали, попросили чиновников не забирать их земли. В Смольном, в свою очередь, похоже, решили повторить опыт строительства «Западного скоростного диаметра» (ЗСД), когда ряд предпринимателей добровольно соглашались «отдать» свои земли под застройку.

При этом бизнесмены совсем не смотрят в сторону китайских бабушек. А ведь в 2015 году в КНР строители были вынуждены построить дорогу стоимостью $15 млн вокруг двух многоквартирных домов в провинции Чжэцзян, после того как семьи отказались съезжать. Строителям пришлось вносить в проект изменения и менять маршрут. Предполагалось, что дорога соединит город с 19 прилежащими селами. Домовладельцы тогда отмечали, что были бы счастливы съехать, если бы им предложили достойную компенсацию, чтобы они смогли купить новое жилье.

Фото: Youtube.com

Кроме того, на принцип решили пойти и другие китайские домовладельцы из полуразрушенного дома в в городе Венлинге, в провинции Чжэцзян. Теперь машины вынуждены объезжать пятиэтажный дом. По данным местных СМИ, в доме живет только эта пара, все соседи выехали. В КНР право на частную собственность было аннулировано, поэтому выселить жителей для властей не проблема, но только при их согласии.

Фото: Youtube.com

Что касается России и Петербурга, то в северной столице с вопросом изъятия земельных участков столкнулись и при строительстве ЗСД. Во время строительства Западного скоростного диаметра высказывались опасения, что строительный процесс окажет воздействие на ряд объектов, имеющих историческое и культурное значение. К ним относились усадьба «Кирьяново» — летняя резиденция графини Екатерины Дашковой, памятник федерального значения XVIII века, парк Екатерингоф XVIII века, церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове XIX века, здания Гутуевской суконной мануфактуры XIX века и ряд других зданий, представляющих историческую ценность. Часть центрального участка проходит непосредственно над жилой застройкой Канонерского острова, при этом были расселены всего лишь 4 дома. Планировалась установка шумозащитных экранов. При строительстве северного участка ЗСД были окончательно утрачены следы вокзала станции Раяйоки, архитектором которого был Бруно Гранхольм.

Мнение

О потенциальной проблеме «Мойке78» уже рассказал юрист Денис Паккоен, по мнению которого «территории, которые заняты заводами либо уже не действующими предприятиями, отданными под мелкорозничную аренду, склады, не первый год вызывают интерес». 

«Конечно, это все не вечно. И рано или поздно здесь будут строить что-то более-менее инвестиционно привлекательное: жилье, деловые и общественные объекты. В любом случае, это приносит деньги. И деньги большие», — сказал он.

 Он также отметил, что желающих получить доступ к такого рода территориям среди застройщиков будет много.

Местоположение

ВСД даст возможность организовать дополнительные полосы движения общественного транспорта в Московском, Невском, Красногвардейском районах Петербурга. Главным плюсом должна стать возможность движения в городе со скоростью от 80 до 110 километров в час. Строительство дороги пройдет в несколько этапов. Первый участок будет пролегать от ЗСД до Витебского проспекта. В рамках проекта там предполагается возвести крупные транспортные развязки с ЗСД, а также с Московским и Витебским проспектами. Второй участок — от Витебского проспекта до Союзной улицы. Он предполагает также создание трех крупных развязок — на Софийской улице, Глухозерском шоссе и Союзном проспекте — а также моста через Неву. Третья очередь: участок от Союзной улицы до границы Петербурга у улицы Комунны, участок от границы Петербурга до развязки с КАД. Их должны спроектировать до 20 ноября 2019 года.

Схема первого участка ВСД. Изображение: gov.spb.ru

Общая протяженность трассы составит 27,4 километра. Согласно плану, пропускная способность ВСД составит около 50-100 тыс. автомобилей ежедневно. Магистраль по примеру ЗСД будет платной, ожидается, что примерная стоимость проезда составит 60 рублей для легковых автомобилей и 150 рублей для грузовиков.

Что касается представителей городского бизнеса, наибольшее недовольство высказывают представители холдинга «Силовые машины», который принадлежит «Северстали» Алексея Мордашева. Они ранее отмечали, что в помещениях на Московском проспекте, которые хотят изъять, выполняется оборонный заказ и срывать его нельзя, попросив не включать эту территорию в планы проектирования и строительства ВСД. Тем не менее, в соответствии с планом правительства Петербурга, часть территорий предприятия может быть «разобрана» для строительства магистрали.

Во время общественных слушаний 27 ноября представители холдинга «Силовые машины» сообщили об изъятии земли у предприятия для строительства Восточного скоростного диаметра. Предприниматели интересовались, как будет изыматься территория под строительство трассы. Разработчики проекта планировки территории заявили, что механизм, как и размер компенсаций, будет разработан позже.

Отвечая на вопросы представителя «Силовых машин», разработчики отметили, что отказаться от изъятия у компании земель не получится.