Петербуржцы, обитающие в приграничных районах Ленобласти, ежедневно испытывают транспортные проблемы по пути в город. Петербург вкладывает в транспорт большие деньги и предлагает оптимизировать нынешнюю систему, администрация губернатора Дрозденко, где денег — кот наплакал, медлит.
В своем нынешнем виде система межрегиональных перевозок насчитывает чуть больше 300 маршрутов. 172 из них принадлежат Ленобласти, около 140 — Петербургу. Город полностью компенсирует перевозчикам недополученную прибыль (в открытом доступе размеры компенсаций отсутствуют, «Мойка78» направила официальный запрос в комитет по транспорту Петербурга). Область раздает маршруты лотами, где комбинируются прибыльные и убыточные направления. Менять эту схему можно только с одобрения двух регионов.
Так, осенью 2018 года правительство Петербурга предложило Ленобласти упразднить 68 из 140 городских маршрутов, которые дублируются областными.
«Есть так называемое непроизводительное дублирование, когда маршруты идут с примерно одинаковым качеством по никоим образом не согласованному расписанию и просто забирают пассажиров друг у друга из-под носа. Когда возникает на маршруте конкуренция за пассажира — это плохо»,— рассказал «Мойке78» эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин.
В правительстве Ленобласти на предложение Смольного ответили отказом. В областном управлении по транспорту «Мойке78» заявили, что маршруты не дублируются, а на перевозку по 68 городским маршрутам требуется 1,5 млрд рублей, столько же Ленобласть выделяет на все свои перевозки в целом.
Получив первый отказ в 2018-м, в правительстве врио губернатора Александра Беглова решили зайти с другой стороны и в январе 2019 года предложили Ленобласти упразднить всего 38 областных маршрутов, чтобы они не дублировали городские. Правительство Ленобласти вновь ответило отказом, дескать, это очень популярные маршруты, и нельзя их закрывать. (Аргумент петербургских властей о дублировании снова остался за скобками.)
В минувший понедельник, 4 марта, петербургские чиновники представили городским депутатам новую транспортную систему, включающую и межрегиональные маршруты. Сотрудник ГКУ «Организатор перевозок» рассказал, что город сделал новое предложение соседям — продлить городские маршруты вглубь Ленобласти.
«Реакция Ленобласть не последовала»,— сказали петербургские чиновники.
Тем не менее глава комитета по транспорту Петербурга Александр Головин рассказал «Мойке78» 4 марта, что регионы уже сформировали рабочую группу, которая должна найти транспортный компромисс. В управлении по транспорту Ленобласти нашему изданию подтвердили информацию о рабочей группе и заявили, что «до середины следующего года город и область будут совместно прорабатывать варианты по оптимизации маршрутной сети».
И все это время, то есть года два, живущие в Ленобласти и работающие в Петербурге люди, которые, к слову платят в городе налоги, будут страдать из отсутствия нормальной транспортной сети между регионами.
«У города есть претензии — по некоторым направлениям областные перевозчики выпускают маршрутки, которые канибализируют потоки городских перевозчиков. Таким образом, городские перевозчики недополучают выручку. Тут, конечно, надо как-то координироваться»,— считает Владимир Валдин.
Кстати сказать, на обсуждении транспортной системы Петербурга в городском парламенте выступил и гендиректор АО «Третий парк» Кирилл Дьяковский, представлявший интересы частного бизнеса. Он отметил, что без этого самого упразднения дублирующих маршрутов перевозчиков ждут катастрофические последствия, вплоть до банкротства.
«По-хорошему решение есть, это решение называется тарифный союз, транспортный союз. Создается межрегиональный координирующий орган, транспортная работа делится и оплачивается не по количеству пассажиров, а по километражу. Вся выручка поступает на расчетный счет координирующего органа, а оттуда уже распределяется перевозчикам пропорционально транспортной работе. И перевозчика не волнует, сколько у него пассажиров на борту, его не волнует какая выручка, он просто делает то, что должен, он везет»,— рассказал эксперт Ассоциации транспортных инженеров.
Кроме того, Владимир Валдин высказался против участия в процессе коммерческих перевозчиков.
«Транспорт — это элемент инфраструктуры, как лампочки на улицах, которые горят для всех. Можно было бы провести все по справедливости, к каждой лампочке приделать купюроприемник. Какая была бы экономия. То же самое и с автобусами»,— пояснил эксперт.