Систему, по которой четырнадцатый год Петербург кастрирует и отпускает на волю бродячих собак, заставит перестроить одна женщина. Светлана Антонова не хочет видеть на улицах бездомных псов. На ее сторону встал сначала Санкт-Петербургский городской, а теперь и Верховный суд. Смольный со своей концепцией гуманного отношения к животным проиграл.

В чем суть спора

Петербург отказался от практики эвтаназии бродячих животных в 2005 году. 20 сентября правительство  приняло постановление №1383, которым одобрялась Концепция отношения к безнадзорным животным.

Концепция была призвана создать в Петербурге такую систему работы с бродячими животными, при которой их усыпление запрещено.

Пункт №4 этой концепции предполагает три режима содержания животных в приютах:

4.3.1. Постоянно до физиологической смерти.

4.3.2. Временно с передачей новому хозяину.

4.3.3. Временно с возвратом в прежнюю среду обитания.

Последний подпункт касается случаев, когда по жалобе животное отловили, стерилизовали, чипировали и после операции отправили обратно на улицы города.

И против этого подпункта выступила петербурженка Светлана Антонова. Она подала иск в Санкт-Петербургский городской суд с требованием признать подпункт о выпуске животных недействующим.

Глава Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга — Владимир Рублевский.

Позиция Антоновой — этот подпункт противоречит федеральному законодательству и нарушает ее право на безопасную среду обитания и безопасность проживания. Иск был подан в суд в июле 2018 года.

«Я выступаю не против стерилизации, вакцинации и ответственного содержания животных. Я выступаю против нахождения бродячих собак на улицах города. И требую, чтобы администрация наконец начала выполнять закон и обеспечивать право граждан на безопасную среду обитания»,
— отмечала Светлана Антонова до суда в разговоре с «Мойкой78».

Что решил суд

В октябре 2018 судья, изучив документы, статистику о покусанных животными петербуржцах (По данным Роспотребнадзора,  их число росло с каждым годом: 9 тыс. 35 случаев в 2017 году против 8 тыс. 449 в 2015) и суммы, потраченные на отлов, стерилизацию и выпуск одной собаки (12 тыс. 63 рубля 45 в 2017 году), решил удовлетворить иск Светланы Антоновой.

«Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда пункт 4.3.3. Концепции отношения к безнадзорным животным в Санкт-Петербурге, утверждённой постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 сентября 2005 год №1383, в части, допускающей возврат ранее отловленных безнадзорных животных в прежнюю среду обитания»,
— гласило решение суда.

Его правительство Петербурга решило обжаловать и обратилось с апелляцией в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РФ.

27 марта 2019 года Верховный суд оставил решение Санкт-Петербургского горсуда без изменения.

Что будет делать Смольный

Такая позиция Верховного суда означает, что Петербургу предстоит перекроить работающую с 2005 года систему работы с безнадзорными животными и после отлова бродячих псов на улицы больше не выпускать.

В Комитете по благоустройству, который курирует работы по безнадзорным животным, «Мойке78» сообщили, что ждут мотивировочной части, которая должна поступить из городского суда.

Только после этого можно будет говорить о дальнейших действиях правительства в отношении системы ОСВВ — отлов, стерилизация, вакцинация, возврат.

Подавшая иск петербурженка Светлана Антонова в разговоре с «Мойкой78» пояснила свою позицию: «Как я и говорила после заседания в городском суде Санкт Петербурга, животным не место на улице и на помойке, так как это опасно для людей, особенно детей. После принятия закона о животных с начала года произошло уже несколько трагедий в разных городах».

Она подчеркнула, что в Москве программа ОСВВ давно свернута после нападения в 2008 году своры стерилизованных собак на ученого в парке. Мужчина погиб.

«Я считаю, что бродячих собак надо отлавливать, тех, кого можно пристроить, отдавать в семьи и волонтерам. А диких животных придётся усыпить гуманно. Хотя на данный момент по закону это запрещено. Только больных животных разрешено усыплять. Но среди бродячих собак нет здоровых. Я владелец двух собак и пяти кошек. Животных надо глистогонить три раза в год и делать прививки раз в год. При программе ОСВВ в Петербурге этого не делали»,
— утверждает Светлана Антонова.

Уже после подачи иска она стала объектом нападок со стороны противников своей идеи. Угроз и оскорблений по телефону и в соцсетях стало больше после двух судов. Угрожают даже детям Светланы — их у нее трое.

Но у Антоновой есть и сторонники. И они намерены подать жалобу в Конституционный суд РФ для отмены пункта 18 нового Закона об ответственном отношении к животным. Этот пункт содержит положения о возврате животных «не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания».

«В этот раз истец не я», — подчеркивает Светлана Антонова.

Чего опасаются зоозащитники

Активисты зоозащитных организаций полагают, что бездомным животным в Петербурге теперь грозит гибель — приютов, которые могли бы принять такое количество бродячих собак и содержать их до появления нового хозяина или смерти от старости, просто нет.

Зоозащитники считают, что после вступления решения суда в законную силу собак, отловленных на улицах, начнут усыплять, что поставит крест на концепции гуманного отношения к животным и вызовет новый виток международного скандала.

Напомним, перед стартом ЧМ-2018 по футболу в соцсетях и зарубежных СМИ распространялись публикации о том, что города-организаторы мундиаля зачищают от бродячих кошек и собак, убивая их. Петербург в этом списке оказался «в белом пальто» именно благодаря действующей много лет системе ОСВВ.