В Петербурге обсуждают проект нового креативного пространства, которое может появиться на месте заброшенных оранжерей в Таврическом саду. О креативных пространствах в целом и их перспективах рассуждает директор по стратегическому развитию центра дизайна «ArtPlay» Руслан Чернобаев:

Девелоперский рынок увидел в креативных пространствах интересные точки для приложения своих инвестиционных возможностей. Креативный класс города давно ждал и накопил отложенный спрос на такого рода пространства. Горожане с удовольствием тратят деньги в таких форматах по причине того, что новое, интересно и грамотно реализованное предложение.

Не думаю, что любой коворкинг или кафе, в котором проходят некоторые культурные мероприятия, можно считать креативным либо общественным пространством. Общественное пространство — открытое для любого жителя или гостя города. При этом оно опирается на общественные нормы морали и права. Если же мы имеем дело с закрытой территорией, где есть секьюрити либо администрация, то это больше похоже на частное пространство, путь даже и очень креативное.

Сегодня есть около десятка креативных пространств, системно работающих, развивающихся, имеющих перспективы на успешное развитие в городе. По одному-два пространства на каждую нишу.

Начну с буквы «А», это «ArtPlay» — центр дизайна и архитектуры. Это центр, где собираются интерьерные, дизайнерские и прочие решения, и это наша концепция. Затем я бы назвал «Планетарий», бывший газгольдер. Сейчас это центр, где решаются вопросы, связанные с научпопом, с мультимедиа-технологиями и IT.

Интересное кластерное пространство — «Ленполиграфмаш». Оно фактически закончило свой цикл развития и является центром городских, управленческих, менеджерских компетенций.

«Севкабель Порт» — пространство новое, хорошо звучащее на общей карте города. В основном, как место проведения времени с семьей. В этом же сегменте работает уже давно и успешно «Новая Голландия».

Есть кластер «АртМуза», есть кластер «Ткачи», есть самое первое креативное пространство — «Этажи». Будут и новые пространства. В городе разрабатывается около десятка проектов, и перспективы хорошие. Кто выживет в этой непростой борьбе за потребителя и его внимание – вопрос маркетинга и эффективности работы команды каждого из пространств.

Есть три правила. Первое – не было никому нужно и вдруг стало нужно всем. Нет ничего сложного – сделать что-то на уже популярном месте. Для нового бизнеса, особенно в этом сегменте, важно раскрыть потенциал места, которое люди не стремились посещать раньше.

Второе правило – приносило убытки собственнику, а теперь приносит прибыль всем. Если место несет убытки, а после обновления концепции начнет формировать прибыль, этого достаточно для старта проекта.

Третье правило – такие проекты должны обязательно делать люди, обладающие достаточными компетенциями. Если за проект берется пусть даже и очень талантливый, но не обладающий опытом в этой сфере управляющий, высоки риски, что проект не пройдет.

Несомненно, любая помощь со стороны властей будет с благодарностью воспринята. Это все-таки не освоенная территория в Петербурге, и бизнес, который туда вкладывается, рискует не только деньгами, но и репутацией, и временем. Пока будут найдены правильные сценарии, пройдет много времени, и льготы, налоговые каникулы, особые условия предоставления городского имущества, они помогут.