С 1 сентября 2019 года вступает в силу закон о новых правилах возврата билетов на концерты и спектакли. Юрист юридического бюро «Григорьев и Партнеры» Евгения Выборнова рассказала «Мойке78» о тонкостях нового закона:
С 1 сентября вступят в силу поправки в «Основы законодательства о культуре», вносящие ясность в вопрос возврата билетов на спектакли, концерты и прочие культурные мероприятия. Для всех организаций культуры они будут едиными.
При отмене, замене или переносе мероприятия возврату подлежит полная цена билета;
При отказе посетителя от посещения мероприятия по любым не указанным в законе причинам:
- Более чем за 10 дней до даты мероприятия – возвращается полная цена билета;
- От 5 до 10 дней до даты мероприятия – возвращается 50% цены;
- От 3 до 5 дней до даты мероприятия – 30% цены билета;
- Менее 3 дней до даты мероприятия – стоимость не возвращается.
Третий вариант — отказ посетителя от посещения мероприятия в связи с болезнью или смертью близкого человека — должен регулироваться специальным постановлением правительства РФ, но таковое еще не принято. Полагаю, что оно должно будет предусмотреть сроки обращения за возвратом билета и размер возмещения. С учетом характера причин возврата, скорее всего, возмещение будет максимально полным, а обращение будет возможно даже после даты мероприятия. Кроме того, правительство, вероятно, определит конкретный перечень документов, которые нужно будет представить для подтверждения причин возврата.
Причины, побудившие законодателя принять этот закон, вполне понятны: действующие сегодня общие нормы или вообще неприменимы к массовым мероприятиям, или создают много неудобств, так как не учитывают специфику отношений зрителя с театральной кассой. Во-первых, билеты на культурные мероприятия покупаются заранее, иногда за несколько месяцев. К ожидаемой дате может случиться что угодно: от болезни до длительной командировки. И как в таких случаях может действовать сегодня покупатель билета?
В Гражданском кодексе РФ есть пункт 1 статьи 782, предусматривающий право заказчика услуги (а чем зритель-театрал — не заказчик культурно-развлекательной услуги?) отказаться от ее получения. Но эта статья обязывает заказчика возместить исполнителю фактически понесенные расходы. Идентичное требование предусмотрено в ст. 32 Закона о защите прав потребителей. Давайте представим ситуацию, когда зритель должен возместить театру понесенные на спектакль расходы, чтобы отказаться от билета — и мы поймем, что данная норма в сфере массовых мероприятий, мягко говоря, нежизнеспособна.
К тому же многие организации включают в свои правила оказания услуг запрет на возврат билетов. И в ряде случаев суды признавали такой запрет законным со ссылкой на свободу договора: посетитель должен был учесть эти правила при принятии решения о покупке билета.
Кроме того, поправки регулируют деятельность посредников, которые продают билеты на мероприятия, не являясь их организатором. Во-первых, отдельно оговорено право гражданина однократно перепродать билет, приобретенный для личных целей, по цене не выше номинала. С наценкой же перепродавать билеты сможет только лицо, заключившее договор с организатором мероприятия. При этом установлены правила определения комиссии посредника (платы за сопутствующие услуги): для перепродажи билетов на мероприятия, проводимые государственными и муниципальными организациями, установлен порог в 10% от цены билета, частные организации вправе определить иной размер комиссии в договоре с посредником.
Таким образом, если вы приобретаете билет у посредника, поинтересуйтесь, заключил ли такой посредник соответствующий договор с организатором, и обратите внимание на размер комиссии. Если договор отсутствует или комиссия превышает установленный порог, ваш билет может оказаться недействительным.