В Петербурге стабильно растет въездной пассажиропоток. Один только аэропорт Пулково за последние полгода обслужил почти 8,8 млн человек, увеличив показатели на 10%. Сопоставимое количество, по данным РЖД, принимает и Московский вокзал — 16,5 млн человек в год. За последние десятилетия самый загруженный вокзальный комплекс Северной столицы пережил несколько попыток подступиться к его модернизации, однако сдвинуть этот процесс с места пока не удалось.
В ближайших планах РЖД — увеличить подвижной состав между двумя столицами, нарастив количество «Сапсанов» с 15 до 18 пар в сутки. Активно внедряются и двухэтажные поезда, которые в первом полугодии увеличили перевозки пассажиров на четверть, достигнув 2,8 млн человек. Их особенно полюбили туристы из Китая, число которых, по данным аппарата вице-губернатора Олега Маркова, ежегодно растет на 50-80%.
«Среднесуточно с Московского вокзала Санкт-Петербурга отправляется порядка 20 тыс. пассажиров поездов дальнего следования и около 11 тыс. пассажиров пригородных поездов. Доля иностранных пассажиров, пользующимися услугами Московского вокзала достаточно существенна, особенно в летний период, так как вокзал обслуживает пассажиров линии Санкт-Петербург – Москва»,— сообщили «Мойке78» в пресс-службе Октябрьской железной дороги.
При этом, по данным компании, вокзальный комплекс располагает всего 740 посадочными местами в шести залах ожидания и кассовых залах. За последний год было установлено 160 дополнительных посадочных мест. Железнодорожники уверяют, что регулярно проводят выставки, флешмобы, ярмарки и торжественно-праздничные мероприятия. Тем не менее, путешественники стараются на вокзале не задерживаться, несмотря на попытки придать ему статус культурно-просветительской площадки.
Аэропорт Пулково несколько лет назад в схожей ситуации исчерпания мощностей расширился, обзавелся новым терминалом и окружил себя дополнительной инфраструктурой. У вокзалов ситуация сложнее, росту вширь мешает сложившаяся городская застройка.
В начале 1990-х ради планов по строительству высокоскоростной магистрали рядом с Московским вокзалом снесли целый квартал. От того проекта в памяти горожан осталась только знаменитая «Яма». Впоследствии на ее месте выросла «Галерея», а под скоростные поезда отдали несколько действующих путей. В начале 2010-х широко обсуждали проект стеклянного купола, который предлагали водрузить над платформами, продлив основное здание вокзала, однако он вызвал столько вопросов, что его предпочли забыть. Значительную долю прилегающих к вокзалу земель, которые могли стать частью «многофункционального комплекса», меж тем, отдали под коммерческую и жилую застройку.
В 2019 году петербуржцы вновь услышали знакомые слова о развитии вокзала и смежных территорий, еще не ставших достоянием девелоперов. Работы включены в грандиозный пятилетний план по развитию городского железнодорожного узла.
«Территории, примыкающие к вокзальным комплексам, должны стать центрами притяжения для жителей больших микрорайонов. Используя наши возможности по благоустройству агломерации вокруг вокзалов, мы получаем синергетический эффект, результат, который ожидают жители»,— заявил в конце июня вице-губернатор Евгений Елин на совещании представителей РЖД с региональными органами госвласти.
Какие изменения ждут Московский вокзал в предстоящую пятилетку, пока не известно. Ожидается, что в более-менее готовом виде очередную концепцию развития транспортного узла представят в конце года. Пока идут аккуратные разговоры о необходимости его реставрации в соответствии с «архитектурными традициями» Петербурга.