Ольга Завьялова, молодой предприниматель из Кировска, всю жизнь работала в торговле, но, выходя из последнего декретного отпуска, решилась открыть свое дело. Для этого за 800 тысяч она запустила производство древесного наполнителя для кошачьих туалетов под брендом «Миссис Писсис» и уже выходит на объем — тонна продукции в месяц.
Первый шаг
И вот обучаясь на курсах, а это было всего лишь в октябре 2018 года, Ольга, владелица двух кошек, вдруг вспомнила про наполнители для кошачьего туалета, которые ее прихотливые подопечные предпочитали именно древесные. А в Кировске, и вообще в Ленинградской области, достаточно предприятий деревообработки, у которых точно остаются отходы. На курсах учили составлять бизнес-планы. И Ольга подготовила бизнес-план про производство наполнителей. Это довольно экзотический вид бизнеса для начинающего предпринимателя, да еще женщины. В основном, женщины открывают небольшие ателье, называя их модными домами, или производство мыла ручной работы, фасовку трав и иван-чая, образовательные центры.
Но супруг Ольгу поддержал. И 15 декабря зарегистрировали ИП Завьялова. Сразу начали звонить банки, которые следят за появлением в Едином реестре предпринимателей за новыми предприятиями.
Изучить сбыт
Первым делом, еще до регистрации ИП, как опытный работник торговли, Ольга отправилась изучать спрос, по ближайшим точкам сбыта — магазинам зоотоваров Ленинградской области и Кировска. Там ее выслушали и энтузиазма не проявили: «Нам ничего не надо».
«Ну, ладно»,— подумала начинающая предпринимательница, там видно будет.
Но почти сразу нашла источник сырья — деревообрабатывающее предприятие прямо в Кировске, у которого оставалось достаточно отходов — маленьких деревянных палочек и горбылей. В дальнейшем их можно измельчать, прессовать и фасовать, производя таким образом наполнитель. Договорилась с предприятием. Деревообработчики были вполне довольны.
И все приходилось делать параллельно. Искали с мужем помещение для производства, и в декабре, перед Новым годом, нашли подходящее в аренду — площадью 60 м2 за 18 тысяч рублей в месяц. Внесли залог и начали там ремонт, понадобилось купить материалы, чтобы утеплить помещение, оборудовать небольшой офис, а также подготовить площадку для фасовочной линии. Ремонт обошелся более чем в 200 тысяч рублей.
Отдельно потребовалось решить вопрос по электричеству, чтобы в сетевой компании дали нужные киловатты. Это тоже было не так просто, пришлось побегать, но сетевая компания пошла на встречу и в конце концов, вопрос решили.
Недоверчивые из Питера
За универсальным фасовочным оборудованием Ольга поехала в Нижний Новгород. Хотела выписать его через интернет, китайское, таких предложений много, но она предпочла посмотреть, потрогать своими руками. Там, в Нижнем, встретила такого же представителя малого бизнеса, который производил это оборудование.
«Вы зачем приехали. В Питере все такие недоверчивые»,— удивился предприниматель.
Фасовочная линия обошлась в 220 тысяч рублей. В феврале начали установку и монтаж. Теперь фасуют наполнитель в два вида мешков — на 2 кг и на 10 кг. «Теперь хочу сделать промежуточный вес — например, на 5 кг», — говорит Ольга. Самого материала для упаковки закупили еще на 60 тысяч.
Товарный знак и дизайн с упаковкой создали вместе с племянницей, которая ходит в художественную школу.
Придумали бренд «Миссис Писсис». За регистрацию товарного знака пришлось заплатить 60 тысячи рублей и еще 12 тысяч Росреестру. С упаковкой тоже были проблемы, упаковка не сразу подошла к оборудованию, которое было куплено. Но после некоторых усилий дело пошло.
Экспортный план
«Производство мы запустили весной, закупив первоначально всего тонну сырья, — рассказывает Ольга, — теперь хотим выйти на тонну в месяц, сбыт налаживается, часть продукции продаем через зоомагазины, часть через интернет». Ольга мечтает попасть на полки федеральных торговых сетей, где она прежде работала. И уже продумывает новый продукт — пеленки для котят в крафтовой упаковке. Котят, конечно, не пеленают по новым рекомендациям ветеринаров, но пока они растут, их стелют на пол.
Ольга намерена до начала 2020 года выйти на производство тонны наполнителя в месяц. Таким образом, как настоящий стартап, она намерена в первый и второй год работы увеличить свой оборот в несколько раз.
Рынок
В Петербурге более 1300 зоомагазинов, в том числе сетевых, таких как «Филя», «Флюгер», «Планета животных», «Золотая рыбка», «Бетховен» и другие. Наполнителями торгуют также ветеринарные клиники, закупают его и гостиницы для животных. Это гигантский рынок. Однако наполнителями Ольги уже интересуются в Эстонии и она начала готовить документы по сертификации для экспорта.
В российских зоомагазинах и супермаркетах продают наполнители для кошачьего туалета которые производят в Германии (Ehhem GmbH), США (Catsan), Cat Step производства российской компании Amme, «Зонник» компании «Орис», одной из старейших на российском рынке, и «Барсик»компании «Интел». Древесные наполнители в рознице стоят от 120 рублей до 2, 5 тысяч, в зависимости от объема».