В Петербурге состоялись публичные слушания, где бизнес-сообщество города высказало свои претензии к власти. Это шестая по счету встреча предпринимателей и чиновников, и хотя состав последних в этом году обновился, часть поднятых тем кочует из года в год.
Как сообщает «Свое дело плюс» svoedeloplus.com, административные барьеры и вопросы НТО по-прежнему терзают бизнес, однако нашлась и пара новых вопросов — отмена ЕНВД, ограничения работы общепита в жилых домах и пр. Все они войдут в ежегодный доклад уполномоченного по защите прав предпринимателей губернатору Петербурга и Законодательному собранию города, а также будут направлены российскому бизнес-омбудсмену Борису Титову.
Налоговое бремя
«К сожалению, многие вопросы, озвученные на публичных слушаниях, не решаются быстро, поэтому мы работаем по принципу — вода камень точит»,— посетовал уполномоченный по правам предпринимателей Петербурга Александр Абросимов, приветствуя участников стратегической сессии, которая была посвящена административным барьерам.
Она началась с обсуждения отмены единого налога на вмененный доход (ЕНВД) с 2021 года. Считается, что в основном это скажется на малом бизнесе в сфере потребительского рынка — тех, кто оказывает услуги, занимается торговлей и общепитом.
«Необходимо ввести переходный период до 2024 года»,— предложила Валерия Слончак, директор ООО «Центр юридической защиты». Спикеры сослались на данные ФНС, согласно которым ЕНВД используют 22% петербургских предпринимателей.
В качестве альтернативы у бизнеса остается упрощенная (УСН) и патентная системы, однако именно ЕНВД дает минимальную налоговую нагрузку, настаивали собравшиеся.
«Я не согласен с тем, что налоговая нагрузка по другим системам в 2-3 раза выше, чем «вмененка»,— парировал Александр Гнедых, руководитель Управления ФНС по Петербургу, и предложил бизнесу посчитать реальные цифры вместе с налоговиками.
Из рюмочных в парадные
Гораздо большее оживление вызвали проблемы общепита в жилых многоквартирных домах — их оказался целый список. А тема медленно перетекла в вопросы, касающиеся «регуляторной гильотины» устаревших санитарных норм.
Бизнес восстал против законопроекта, который запрещает продавать алкогольную продукцию в торговых точках менее 20 м2. Предполагается, что это должно избавить жилые дома от «рюмочных» и «наливаек». Однако, как и «закон о хостелах», который должен был ликвидировать ночлежки, инициатива ударит по легальному бизнесу, возмутились собравшиеся.
«Мы специально выбирали помещения с залом обслуживания площадью 20-25 м2, это помогло нам встроиться в рынок на старте»,— поделилась Аполинария Левкоева, представитель сети ресторанов «Хачапури и вино».
По словам Аполинарии, новые ограничения усложнят жизнь их бизнесу. А больше всего рестораторов пугает, то, что диктовать правила игры им будет не закон, а собрание собственников.
«Правильно, если кто-то из жителей возмутился, значит, надо зарезать всех! — бунтовали предприниматели — Раньше все пили в парадных на лестницах, потому что заведения общепита можно было посчитать по пальцам: ресторан «Тройка» да бар «Жигули», теперь будет также!»
«А где Росалкогольрегулирование? Чем занимается полиция?»— вопрошала более хладнокровная часть зала.
Успокоить бизнес поспешил Владимир Меньшиков, руководитель Союза малых предприятий Петербурга, сообщивший, что глава комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов направит в Госдуму поправку к законопроекту о «рюмочных» — он предлагает предоставить российским регионам право самостоятельно определить минимальную площадь объектов общепита в установленных федеральным законом пределах — от 20 до 100 м2.
Припомнил бизнес и другие вопросы. Несмотря на «регуляторную гильотину» устаревших санитарных требований, самые проблематичные нормы по-прежнему нервируют рестораторов. Они и так могут прожить без яйцебитни, от необходимости которой их избавила власть.
Например, в каждом кафе должна быть шахта вытяжной вентиляции — часто это внешний воздуховод, размещенный на фасаде. Без него общепиту работать нельзя, а для того, чтобы разместить шахту, необходимо согласие города и собственников дома.
«На практике нужно согласие 2/3 собственников всех площадей дома. Однако 99% таких собраний оказываются с нарушениями — их невозможно провести. Суды говорят, что это наша проблема»,— посетовал руководитель департамента согласований ООО «АмРест» Илья Тарасов.
Этот и многие другие вопросы остаются не решены.
Как они могут работать?
Обсудили собравшиеся и «рейдерские захваты», только теперь предпринимателей пугают не бандиты с автоматами, а липовые электронные подписи, которые используют мошенники. Александр Гнедых признал существование серьезной проблемы.
«Я не могу найти ответа на вопрос, которые мне задают владельцы компаний, которые работают легально. А что вы делаете с компаниями, которые создают нам проблемы? Мы сейчас отработаем электронный сервис и будем направлять участникам общества сообщения, уведомляющие, что от их компаний поданы соответствующие документы. У предпринимателя тогда сразу возникнет вопрос, как это могло случиться, если я — уполномоченное лицо? Думаю, это поможет бизнесу вовремя реагировать»,— добавил глава Управления ФНС по Петербургу, а также поделился интересной статистикой.
По состоянию на 1 июля 2019 года в Петербурге работало 298 тысяч юрлиц и 180 тысяч ИП. Налоговая провела анализ состояния дел тех компаний, которые зарегистрировались в Петербурге с 1 января 2018 — 43 тысяч юрлиц.
«Страшно говорить о том, что мы увидели. Нет вопросов только к 2% — это 860 компаний, а например, 15% юрлиц до сих пор не открыло расчетные счета — как они могут работать?»— удивился Александр Гнедых.
Кроме того, сегодня 53% из 298 тысяч юрлиц предоставляют ФНС нулевую отчетность.
Еще одна резолюция
Традиционно эмоциональным стало обсуждение размещения нестационарных торговых объектов (НТО) во время отчета КИО о проделанной работе. Власть и бизнес вновь вернулись к вопросу сокращения перечня основных транспортных магистралей, на которых запрещено размещение НТО.
«Вы очень красиво говорите! Мы сколько просим внести изменения в постановление №1045 по пункту 1.5? Сколько было резолюций! Мы 8 лет одно и то же просим. Почему на ул. Будапештской я не имею права торговать фруктами?»— возмутился предприниматель Ашот Эфендиев.
Проект изменения уже подготовлен, заверили бизнесмена.
От частного к общему
Это далеко не все вопросы, которые были озвучены на сессиях. Собравшиеся также обсудили взаимоотношения банков и застройщиков при переходе на проектное финансирование, использование счетов эскроу и дефицит земельных участков для жилищного строительства.
Кроме того, обсуждалась тема роста тарифов на энергоресурсы и проблема с перекрестным субсидированием. Еще одна сессия была посвящена развитию туризма, на которой поговорили о давно наболевшей проблеме гидов-переводчиков. Количество китайских туристов, посещающих Петербург, растет на 40% в год — именно они пользуются услугами нелегалов, которые рассказывают о городе небылицы.
Также собравшиеся поговорили о необходимости создать эко-систему бизнес-инкубаторов. Спикеры отметили, что кроме технопарка «Ленполиграфмаш» Кирилла Соловейчика, городу похвастаться нечем.
«В том же Китае они работают с 80-х годов — сейчас там тысячи инкубаторов и ни один не закрылся»,— добавил модератор итогового пленарного заседания Роман Герасимов, вспомнив про недавно закрывшийся Первый городской бизнес-инкубатор на улице Седова.
Александр Абросимов выразил надежду на то, что хотя бы половина озвученных вопросов будет решена.