Петербургский писатель и создатель театра Егор Клопенко пообщался с корреспондентом нашего портала и рассказал о новых книгах, спектаклях и идеях.

— Совсем скоро Ваш театр представит спектакль в Санкт-Петербурге?

— Да, уже 16-го ноября мы вновь покажем петербуржцам «Божественную комедию», это уже традиционный спектакль, который всегда собирает полные залы в нашем городе, тем более что уже давно мы здесь не были.

— О чем он?

— Мистерия на классический текст великого Данте. Задача спектакля взять очень сложный текст и с помощью всего двух актеров, легендарного петербургского мима Игоря Ламбы и Марианны Семеновой, воссоздать на сцене все многообразие кругов ада, изображенных великим итальянским поэтом. Спектакль поставлен Сергеем Соловьевым и живет своей жизнью, двух одинаковых представлений просто не бывает, так как это всегда чистое актерское творчество.

— Но это достаточно нестандартный театр – как относятся к нему в регионах?

— Мы очень много ездим в последнее время, и я не заметил какой-то разницы в восприятии, несмотря на то, что современный независимый театр не так часто доезжает до регионов, зритель очень открыт и готов к тому путешествию во времени и пространстве, что мы предлагаем ему с помощью наших спектаклей. Мне кажется, что если на сцене происходит что-то настоящее и искреннее, то это всегда найдет отклик у людей в любом уголке света. Проблемы могут быть только у тех, кто гоняется за модой и эпатажем – вот это да, может не пройти в регионах, но нас это совсем не касается.

— Как себя чувствует независимый театр сейчас?

— Если говорить о нас, то мы чувствуем себя хорошо и видим, что то, что мы делаем, нужно людям. Это дает очень много сил справляться с какими-то возможными сложностями. Единственное, что нужно для развития независимых театров в нашей стране, – это больше не репертуарных театральных площадок, желательно современных. В этом направлении делается пока очень мало, даже в Москве и Санкт-Петербурге. Дайте пространство для выступлений независимым театрам и Вы получите настоящий ренессанс этого искусства в нашей стране. И тогда репертуарным театрам также придется очень много работать, чтобы соответствовать этой возможной новой волне.

— Вы выпустили новую книгу «Демоны»?

— Да, это случилось совсем недавно, и это очень важное событие для меня. Это своеобразная победа над самим собой, ну и, конечно, над моими демонами. В глобальном смысле книга была готова уже давно – оставалось только все точно записать, но этот процесс занял определенное время.

— Будет ли спектакль «Демоны»?

— Как это было и с книгой, он уже есть, осталось только поставить его, но этим мы занимаемся. Это будет что-то новое и для нас, и для зрителя. Я думаю, это будет незабываемое путешествие среди очень ярких образов. Текст тоже будет звучать, но театр — это не книга и будет все совсем не так, как в ней.

— Какая книга у Вас сейчас в работе?

— Я всегда работаю сразу над несколькими книгами, но начинаю эту работу лишь тогда, когда пойму, что эта книга уже есть в моей душе и голове. Сейчас этих книг тоже несколько, и моя задача — закончить их. Но до этого называть их я, пожалуй, не буду, читал, что это плохая примета, и хотя в приметы не особенно верю, но тем людям, которые это писали, а это, например, любимый мною Ричард Бах – верю.

— Раз затронули тему писателей, что Вы думаете о современной литературе?

— Современная литература — это процесс, а не данность, как, например, литература 20-го века. Поэтому не стоит обсуждать этот процесс, он еще не завершен, в итоге он сотрет из памяти людей всех тех, кто, может быть, пользуется популярностью сейчас, но пишет ради денег и славы, и оставит лишь тех, кто пишет для того, чтобы открыть какие-то новые связи между человеком и миром.

— Что это за связи?

— Это то, что делает человека и весь мир одним целым. Во многом это забытые связи. Многие люди вообще считают, что они никак не связаны с этим миром. Отсюда беды и одиночество. Но настоящее искусство открывает вновь для людей эти связи. Стихотворение, которое трогает душу человека, делает это именно тем, что открывает ему эту связь между ним и миром, то же самое и с музыкой, и с кино. Вообще искусство больше ничего не делает, на мой взгляд и ничем не ценно, только вот этими связями. Этим я и стараюсь заниматься и в книгах, и в театре.