Редакция «Мойки78» в шоке. Даже инициативы президента РФ Владимира Путина вызывали меньше негатива со стороны некоторых петербургских депутатов, чем увеличение взносов за капитальный ремонт. Но на отчете вице-губернатора Николая Бондаренко об этих взносах парламентарии отчего-то сидели тихо.

Вообще, судя по покорности депутатов, влияние спикера ЗакСа Вячеслава Макарова, кажется, распространилось на Фонд капремонта и деятельность подведомственных Бондаренко учреждений.

24 ноября 2019 года депутат Борис Вишневский обнаружил в пояснительной записке к бюджету города на 2020 год, что изначально сборы за капитальный ремонт должны были составить 5-6 рублей за квадратный метр. Все сразу вспомнили, как месяцем ранее жилищный комитет увеличил этот показатель вдвое.

Меньше чем через две недели, 6 декабря 2019 года, Вишневский внес на рассмотрение коллег законопроект, который призван был отменить повышение цен. Еще через два дня на площади Ленина состоялся митинг «Стоптариф», где среди прочего выступили против увеличения взносов за капитальный ремонт.

На мероприятии, помимо Вишневского, выступали депутаты Максим Резник и Надежда Тихонова. Общий их посыл был таков, что нынешнюю власть надо менять, потому что она точно не отменит увеличение взносов. Намекали, естественно, что менять следует именно на них.

До начала 2020 года политики и активисты обсуждали тему повышения цен в соцсетях, выступали в СМИ. Депутат Ковалев, например, выступил с ультимативным требованием — не повышать — на круглом столе 24 января.

Очередной ушат критики вылился на головы чиновников 11 января.

«Друзья, вы, наверное, как и я, получили новые квитанции на квартплату. И обнаружили там «добавку» — увеличившуюся в ДВА РАЗА строчку «взнос на капитальный ремонт»,
— возмутился депутат Вишневский.

13 января парламентарий перешел от слов к делу: изложил свои требования в обращении к губернатору Александру Беглову. «Прошу рассмотреть вопрос … об установлении минимального взноса в размере от 5 до 6 рублей за кв. метр», — говорилось в том письме.

Коллегу тут же поддержал Резник. На заседании парламента 15 января он принялся язвить: «Хочу поздравить с новыми квитанциями — надеюсь, все уже получили, с двукратным увеличением платы за капремонт. Какие еще подарки под новогодней елкой найдут петербуржцы?».

Еще через день подтянулась фракция «Справедливой России». Поскольку губернатору обращение отправили до них, Алексей Ковалев, Надежда Тихонова и Александр Егоров написали прокурору Петербурга. В своем письме депутаты выступили «с требованием выразить протест».

В общем, старались оппозиционеры, как могли, протестовали против увеличения взносов. Продолжалось это ровно до того момента, как у них появилась возможность лицом к лицу пообщаться с ответственным за повышение вице-губернатором Николаем Бондаренко.

В петербургское Заксобрание он пришел в рамках правительственного часа на заседании 5 февраля. После 20-минутного доклада депутаты начали задавать вопросы, в основном о конкретных домах в районах, где живут избиратели.

Если раньше депутат Ковалев считал, что нынешний «порядок утверждения минимального размера взноса на капремонт противоречит федеральному законодательству», то при встрече с Бондаренко внезапно обеспокоился вопросом — сколько город тратит на капитальный ремонт принадлежащих ему домов. Траты жителей отошли на второй план. Та же история с его однопартийцем Егоровым.

Еще удивительнее то, что активно со всем несогласные депутаты Вишневский и Резник вовсе не стали задавать вопросов вице-губернатору.

Может быть, их приструнил всесильный спикер Вячеслав Макаров, подумала «Мойка78». Если так, депутаты наверняка отыграются в соцсетях, в интернете обрушат на голову Бондаренко шквал критики, решили мы.

Но нет, в аккаунтах оппозиционеров нет ни единого упоминания Бондаренко и взносов за капитальный ремонт, хотя со встречи с вице-губернатором прошло уже двое суток.

Впрочем, даже из без их критики истинное положение дел очевидно. Ситуацию, как писала «Мойка78», самостоятельно в отчете перед парламентом обрисовал Николай Бондаренко.

Работы ведутся медленно, отменяются и переносятся из-за того, что Фонд капитального ремонта хочет ремонтировать раздельно инженерные системы (к примеру, горячее и холодное водоснабжение), а жители не хотят терпеть бесконечные строительные работы.

Кроме того, ремонтируют некачественно. Пример привел сам Бондаренко — дом 61 на Каменноостровском проспекте. Оказалось, что Фонд капитального ремонта не умел оценивать квалификацию подрядчика, а сейчас прозрел и отстранил. (Теперь придется искать нового, а это время и лишний аргумент к тезису о медлительности.)

И, наконец, деньги. По версии Бондаренко, на капитальный ремонт надо собирать по 20 рублей за квадратный метр, чтобы в год получалось по 20 млрд рублей. При этом с момента своего появления Фонд капитального ремонта собрал всего 20 млрд рублей, но потратил только 16 млрд, оставив 4 млрд лежать на своих счетах мертвым грузом.