Сегодня, 6 апреля, в Красногвардейском районном суде Санкт-Петербурга планируется огласить приговор очередной группировке торговцев БАДами. Жертвами ушлых и беспринципных деляг становились исключительно пенсионеры, блокадники, ветераны труда и Великой Отечественной войны. Однако не исключено, что после этого приговора старики вновь почувствуют себя обманутыми.
Корпорацию аферистов «сняли с пробега» ровно 4 года назад. Реализация, которую тщательно готовили самые опытные сотрудники «мошеннического» отдела ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти и Главного следственного управления СК РФ по Санкт-Петербургу, была масштабной. Обыски прошли в десятках квартир и офисов, десятки человек были задержаны. Были изъяты миллионы рублей, «амбарные» книги, в которых велась преступная бухгалтерия, инструкции по «разводке» доверчивых стариков в колл-центрах, записаны многие часы телефонных переговоров, которые аферисты вели со своими жертвами.
Все говорило о том, что обман был поставлен на поток. Причем мозги потерпевшим злодеи пудрили так мастерски, что далеко не все спустившие десятки тысяч на экстракт лопуха или толокнянку старики верили, что стали жертвами обмана.
По версии следствия, на вершине «пирамиды» стояли Игорь Калачев и Олег Суслов. Их ближайшими сподручными были Кирилл Скачков и Никита Пулинец. Всем четверым вменили организацию преступного сообщества. В августе 2018 года на скамью подсудимых вместе с ними отправились также 16 «подчиненных». Объем собранных следствием материалов составил 400 томов, а общий ущерб, причиненный обвиняемыми по 18 эпизодам, превысил 7 миллионов рублей.
«Из материалов уголовного дела следует, что Калачев и Суслов в Санкт-Петербурге организовали преступное сообщество, члены которого с 2014 года по 2016 год, располагая персональными данными пожилых граждан, в том числе жителей блокадного Ленинграда и ветеранов Великой Отечественной войны, вступали с ними в телефонные переговоры. Представляясь специалистами в области медицины, злоупотребляя их доверием, убеждали потерпевших в том, что у них имеются проблемы со здоровьем, в связи с чем им необходимо у них приобрести препараты, являющиеся биологически активными добавками, но фактически выдаваемые ими за лекарственные средства»,— сообщали в ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу по окончании расследования.
В Красногвардейском районном суде дело слушалось более полутора лет, так что некоторые обманутые старики не дожили до приговора. Зато все находившиеся в СИЗО фигуранты добились изменения меры пресечения, в том числе путем жалоб в ЕСПЧ.
Но самое большое облегчение два десятка подсудимых испытали на прениях, когда прокурор отказался от обвинения в организации и участии в преступном сообществе. Такая же ситуация, напомним, произошла с еще одной группировкой торговцев БАДами, но в Московском районном суде. Циничные деляги, устроившие на 9 мая «корпоратив» в Турции на похищенные обманом у ветеранов и блокадников деньги, получили от 1 до 7 лет условно. Тогда тоже прокурор отказался от обвинения по ст.210 УК РФ, а суд в свою очередь счел смягчающими обстоятельствами возврат старикам части денег, формальные извинения и раскаяние с пустыми «рыбьими» глазами.
«Cледствие не согласно с указанной позицией суда, поскольку назначенное наказание не соответствует тяжести совершенных организованной преступной группой преступлений в отношении социально незащищенных граждан»,— так прокомментировали в ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу приговор Московского райсуда.
Примечательно, что оглашение того решения, которое обманутые старики восприняли как издевательство над собой и обжаловали его, началось в день годовщины снятия блокады Ленинграда. В нынешнем же случае приговор оглашается за месяц до 75-летия Великой Победы.
В Петербурге и по статистике, и по словам сотрудников правоохранительных и следственных органов, количество преступлений по статье «Мошенничество» множится с каждым годом. Схемы становятся все изощреннее, ущерб всё больше. Вот только аферисты нередко отделываются «легким испугом», явно не соразмерным ни содеянному, ни ущербу потерпевшим, ни усилиями и затратам государства на расследование подобных дел. А при такой судебной практике тенденцию роста подобных преступлений будет нелегко переломить.