Самоизоляция и введенные ради сдерживания распространения коронавируса ограничения в работе судов могут в будущем заметно осложнить жизнь служителям Фемиды в Северной столице. По данным Объединенной пресс-службы судов Санкт-Петербурга, в 2019 году на одного судью приходилось в среднем 154 дела в месяц. При такой нагрузке нынешний «простой» придется как-то наверстывать.
Ну а некоторые процессы по громким делам с участием присяжных рискуют пойти на второй круг, чего сейчас опасаются их участники. Так, действующее по 30 апреля постановление пленумов Верховного суда и Совета судей РФ привело к отложению заседаний по уголовным делам, рассматривающимся по первой инстанции в Санкт-Петербургском городском суде, на май. При этом пока нет никаких гарантий, что так называемый режим повышенной готовности не будет продлен.
«Потом еще начнется сезон летних отпусков, так что может случиться, что некоторые коллегии присяжных просто разбегутся»,— сетует источник «Мойки78».
С 1 июня 2018 года основная коллегия в судах уровня субъектов РФ насчитывает всего 8 присяжных вместо дюжины. Есть еще запасные, но их немного. Так что как правило к финалу процесса, даже если он идет без длительных перерывов в заседаниях, на «скамейке запасных» практически никого не остается.
Длительный перерыв всегда сказывается на процессах с присяжными. Одни решают не возвращаться в суд, ссылаясь на различные обстоятельства, якобы мешающие продолжать участие в отправлении правосудия. Другие теряют интерес к процессу, что в итоге может сказаться на вердикте.
В случае, если заменить очередного выбывшего из основной коллегии некем, она распускается. И тогда все приходится начинать с начала, а это, в том числе, означает и дополнительные финансовые затраты на оплату труда присяжных.
Так, из 17 уголовных дел в Санкт-Петербургском городском присяжные заявлены или уже работают в восьми процессах. Два из них коронавирус прервал уже перед самыми прениями сторон. Речь идет о втором слушании дела о расстреле сотрудников транспортного ОМОНа в Мурино, а также процессе по жестокому убийству супругов на Планерной улице. Еще до объявления режима повышенной готовности численность «скамейка запасных» на этих процессах оставляла желать лучшего.
В свое время отбирать новую коллегию пришлось, в частности, по делу о разбойных нападениях на большегрузы. В итоге судебный процесс длился три года.